Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
Семенцов Василий Васильевич кандидат педагогических наук, председатель правления Православного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Санкт-Петербургской епархии. Сторонник и энтузиаст корнесловного смыслового метода в обучении Л і * Мы начинаем публикацию электронного корнесловного словаря-справочника, в созда нии которого принимает уча стие В.В. Семенцов. В начальной версии словаря (ядро лексико на современного православно го христианина) предполагает ся иметь до 500 словарных ста тей (в настоящее время им и его соавторами уже написано более 80 статей). В дальнейшем словарь бу дет постоянно пополняться есте ственным путем силами заинте ресованных лиц на основе ассо циативных связей слов и откли ков читателей. Читателю предлагаются пер вые фрагменты этого будущего словника, которые предоставил в журнал Василий Васильевич, на писанные лично им. При этом ав тор поясняет, что это не академи ческий словарь, хотя он и основан на новейших достижениях миро вой научной этимологии. Цель словника катехизатор ская: помочь людям перейти в сво ем мышлении и поведении от че ловеческих слов и мнений к Слову Божьему и послушанию Высшей Воле. Каждая статья заканчивается строками из Евангелия, в которых разъясняемое слово звучит в своем истинном православном смысле. Корнесловие современного русского языка Словарь-справочник Введение 1. Словесные корни существенных отношений Для того, чтобы наладить благо датные существенные отношения с Богом, с самим собой и с внешним миром, каждому из нас важно воз вратиться к своим словесным кор ням — к первообразным представ лениям о мироустройстве. Живые образные представления должны лежать в основе всех зна чений слов современного русского языка. Они мотивируют название предметов словами и позволяют переносить смысл из материально го мира в духовный и наоборот. Помимо грамматических кор ней, изучаемых в школе, каждое слово имеет свои древние кон кретно-образные корни. В языке эти корни уходят в глубь веков, в детство народа и всего человече ства. В лексиконе носителя языка конкретно-образные представле ния коренятся в раннем детстве, в жизненном опыте, накопленном от двух до пяти лет. «Истинно говорю вам: кто не примет Цар ствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:16). В язы кознании эти первородные корни слов принято называть истори ко-этимологическими и, соответ ственно, народно-этимологиче скими. Историческая этимология зани мается более историей заимство ваний слов из одних языков в дру гие, чем выяснением первобытных детских коренных представлений, позволяющих современному че ловеку образно осмыслять слова родного языка. Народной этимологией в уче ном мире всерьез не занимается никто. Каждая вещь имеет в языке свое имя, в древних корнях кото рого скрыта ее суть. Не случайно имена вещей в русском языке на зываются существительными. Корнесловные образы, соче таясь в представлениях челове ка, придают именуемым вещам сущность. Благодаря словесному наименованию названные вещи начинают существовать. К примеру, слово «название» произрастает и развивает свои со временные значения от трех древ них корней: приставочный корень на-, основной корень — зъв — и дополнительный (суффиксаль ный) корень — нь -. Первый приставочный корень восходит к образу изхождения вещи изнутри наружу — появ ления на свет. Этот корень про буждает представление о том, что названная вещь существует на земле, принадлежит нашему миру. Второй корень восходит к тому же образу, что и «зов, звук». «Звук, зов», в свою очередь, является этимологически однокоренным со словом «глас, голос»: в англий ском call (*кол) — «звать», так же, как и в шведском kalla (*кала) — 92 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz