Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

Семенцов Василий Васильевич кандидат педагогических наук, председатель правления Православного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Санкт-Петербургской епархии. Сторонник и энтузиаст корнесловного смыслового метода в обучении Л і * Мы начинаем публикацию электронного корнесловного словаря-справочника, в созда­ нии которого принимает уча ­ стие В.В. Семенцов. В начальной версии словаря (ядро лексико­ на современного православно­ го христианина) предполагает­ ся иметь до 500 словарных ста­ тей (в настоящее время им и его соавторами уже написано более 80 статей). В дальнейшем словарь бу­ дет постоянно пополняться есте­ ственным путем силами заинте­ ресованных лиц на основе ассо­ циативных связей слов и откли­ ков читателей. Читателю предлагаются пер­ вые фрагменты этого будущего словника, которые предоставил в журнал Василий Васильевич, на­ писанные лично им. При этом ав­ тор поясняет, что это не академи­ ческий словарь, хотя он и основан на новейших достижениях миро­ вой научной этимологии. Цель словника катехизатор­ ская: помочь людям перейти в сво­ ем мышлении и поведении от че­ ловеческих слов и мнений к Слову Божьему и послушанию Высшей Воле. Каждая статья заканчивается строками из Евангелия, в которых разъясняемое слово звучит в своем истинном православном смысле. Корнесловие современного русского языка Словарь-справочник Введение 1. Словесные корни существенных отношений Для того, чтобы наладить благо­ датные существенные отношения с Богом, с самим собой и с внешним миром, каждому из нас важно воз­ вратиться к своим словесным кор­ ням — к первообразным представ­ лениям о мироустройстве. Живые образные представления должны лежать в основе всех зна­ чений слов современного русского языка. Они мотивируют название предметов словами и позволяют переносить смысл из материально­ го мира в духовный и наоборот. Помимо грамматических кор­ ней, изучаемых в школе, каждое слово имеет свои древние кон­ кретно-образные корни. В языке эти корни уходят в глубь веков, в детство народа и всего человече­ ства. В лексиконе носителя языка конкретно-образные представле­ ния коренятся в раннем детстве, в жизненном опыте, накопленном от двух до пяти лет. «Истинно говорю вам: кто не примет Цар­ ствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:16). В язы­ кознании эти первородные корни слов принято называть истори­ ко-этимологическими и, соответ­ ственно, народно-этимологиче­ скими. Историческая этимология зани­ мается более историей заимство­ ваний слов из одних языков в дру­ гие, чем выяснением первобытных детских коренных представлений, позволяющих современному че­ ловеку образно осмыслять слова родного языка. Народной этимологией в уче­ ном мире всерьез не занимается никто. Каждая вещь имеет в языке свое имя, в древних корнях кото­ рого скрыта ее суть. Не случайно имена вещей в русском языке на­ зываются существительными. Корнесловные образы, соче­ таясь в представлениях челове­ ка, придают именуемым вещам сущность. Благодаря словесному наименованию названные вещи начинают существовать. К примеру, слово «название» произрастает и развивает свои со­ временные значения от трех древ­ них корней: приставочный корень на-, основной корень — зъв — и дополнительный (суффиксаль­ ный) корень — нь -. Первый приставочный корень восходит к образу изхождения вещи изнутри наружу — появ­ ления на свет. Этот корень про­ буждает представление о том, что названная вещь существует на земле, принадлежит нашему миру. Второй корень восходит к тому же образу, что и «зов, звук». «Звук, зов», в свою очередь, является этимологически однокоренным со словом «глас, голос»: в англий­ ском call (*кол) — «звать», так же, как и в шведском kalla (*кала) — 92 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz