Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
Потом стал рассказывать о мо настырских делах, о истории, мы слушали как завороженные — прекрасный язык филолога, глу бокие знания и увлекательная история монастыря делали свое дело. Я влюбилась во все это на всегда. И по сегодняшний день, работая в Паломническом цен тре, бывая в монастыре довольно часто, помню эту свою первую по ездку в монастырь, ветхий изну три и скромный снаружи, но та кой благодатный и намоленный, что даже мы, тогда еще светские люди, не могли этого не почув ствовать. На молебне в небольшом, от деланном деревом храме, вкусно пахло ладаном, уютно теплились лампадки, и нам всем было так хорошо и спокойно — есть мона стырь на Севере, есть монахи, ко торые за всех нас м о л я т с я . С нами была молодая девушка, которая только приехала из пи терской академии, с профильным образованием, к нам на работу в Центр социального обслужива ния населения, и ее муж, военный врач. Мне было интересно наблю дать за их реакцией — они были совсем далекие от церкви люди. Я видела, что они с искреннем интересом и симпатией воспри нимали батюшку и искренне мо лились в храме. Как оказалось в дальнейшем, эта девушка ста ла директором после ухода дей ствующего тогда директора, ко торая и привезла нас в Трифонов Печенгский монастырь. Потом все пришли в местный Дом культуры, где должна была состояться Трифоновская ярмар ка — когда покупатель сам назна чает цену, как и было по традиции в Трифонов Печенгском монасты ре. Все было договорено, пред приниматели пообещали прийти. Я видела, как переживает ба тюшка, как звонит по телефонам, но безуспешно. Потом устрои ли какой-то балаган с ряжеными, чтобы нас развлечь — и мне тогда подумалось, что никакое духов ное дело не обходится без козней, тут могут и прошлые грехи посы паться на голову, и все, что угод но. Ряженые не были артистами, грубо накрашеные, с нелепыми шутками и намеками. Мы успокоили батюшку, ска зали, что все понимаем, пожела ли ему терпения и мужества, по благодарили за яркие незабывае мые впечатления от поездки, ко торые ничем не затемнить. На этом попрощались и, благосло- вясь, уехали домой. Вспоминается, как его поло жили в больницу с болезнью по чек, мы приехали его проведать. Он говорил какие-то духовные вещи, ненавязчиво и с юмором, как он умел. Потом сказал, что ему перели вают плазму, что это очень серь езно, что он чувствует, как что-то чуждое вторгается в его орга низм. Почему-то это мне запо мнилось. Потом у меня была ис поведальная беседа с ним, и по сле нее стало легко и спокойно на душе. Когда уходили, обернулись и увидели в окне силуэт батюш ки, благословляющего нас в до рогу. И почему-то тогда сердце сжалось от тревоги за него. Мы к нему привозили друзей и знакомых, страждущих алкого лизмом и наркоманией, он при нимал, возился с ними, помо гал. Привозили друзей, которые подарили ему корову и корма. У него тогда было целое хозяйство с курами, козами, кроликами и коровой. Занимались всем этим солдаты с фермерским опытом, которые проштрафились в части и по договоренности с командо ванием были отправлены в мона стырь на исправление. Помню выставку икон из Ков- динской церкви Николая Чудо творца, было много представи телей интеллигенции, все от носились к батюшке с большим уважением. Он привлек инте рес общественности и к самой церкви 1705 года, и к этим ико нам, издал календарь с репродук циями икон. Это было событие в культурной и религиозной жиз ни церкви, объединяющее свет ских и церковных людей. Все, что он делал потом, также было на правлено на это объединение. Поэтому неслучаен его инте рес к Виталию Маслову, который также делал это большое дело, призывая наше общество к со борности. Кстати, отец Аристарх и отпевал писателя на его роди не в Семже Архангельской обла сти, куда доставлено было тело Виталия Семеновича на самолете из Мурманска, где провожал его весь город в областной филармо нии, там проходило прощание с почетным гражданином города. На годовщине Виталия Мас лова батюшка дал такую оценку его творчеству, какой я еще нигде не слышала — о глубочайшей ис кренности и исповедальном ха рактере его произведений, благо даря чему они достигли такой не досягаемой высоты, до которой еще ни один писатель в Мурман ской области не смог подняться. Помню, как он позвал меня в епархию на собрание военного отдела, которым он тогда руково дил. Я в то время по его поруче нию занималась семьями воен нослужащих. Здесь я впервые встретила вла дыку Симона. Нужно было внес ти предложения по работе воен ного отдела. Я, очень волнуясь, предложила наладить паломни ческие поездки семей военнослу жащих и начать работу телефона доверия. К моему удивлению, вне запно прозвучали слова поддерж ки от офицера-подводника из Ви- дяево. Он сказал, что впервые по нял, насколько любит Родину, по бывав со мной в паломнической поездке в Варзугу. Мы возили туда 50 человек по приглашению настоятеля Варзужского прихода отца Митрофана, ныне епископа Североморского и Умбского, и по благословению батюшки. Я была очень тронута его словами. По окончании собрания, ко гда я подошла к владыке под бла гословение, он сказал: «Вот буду щий руководитель епархиальной паломнической службы». Так и случилось впоследствии. Помню писательскую кон ференцию в монастыре «Вера и Слово», когда целый автобус с писателями и бардами прибыл в Печенгу. Там была задана духов - ная высота творчеству писателей, потом была издана книга «Ду 90 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz