Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
употребляемые молитвы. Но не торопясь читать теперь могу. Со временем пришло понима ние того, что молитва, написан ная современными буквами и по-церковнославянски при про чтении даёт разное восприятие. Видимо, и эффект от её произне сения разный. Не знаю. Молит венник я никудышный. Я привязался к отцу Аристарху. Редкостный был человек. Всё в нём располагало к доверитель ному общению. И улыбка с хит рецой, и заразительный смех, и своеобразный иронический взгляд на жизнь и её превратно сти, и подспудно ощутимый мо гучий интеллектуальный багаж. Я неплохо знал русскую лите ратуру, но так получилось, что почти не интересовался зару бежной. Он же мог свободно рас суждать о творчестве Виньона, Рембо или Верлена, которых чи тал в подлиннике и нередко ци тировал по-французски. Но он явно плохо был знаком с творчеством Рубцова. Видимо так сложилось, что это его не очень интересовало. Но явно звучащие мотивы этих французских поэтов в стихах Рубцова как раз и поло жили начало нашим разговорам о литературе. В результате в скором времени он знал Рубцова лучше, чем я, а я получил какое-то поня тие о французской поэзии. Но меня больше интересова ли тогда вопросы духовной жиз ни. Литература была лишь по водом для разговора о том, как мне быть. Я жил с ощущени ем, что нахожусь в какой-то яме, из которой никак не могу выка рабкаться. Нужна была помощь, чья-то рука, чтобы ухватиться и опереться. — Батюшка, научи меня мо литься! — обратился я к отцу Аристарху. —Я же дал тебе молитвослов, — ответил он. — Я не об этом. Как у Бога по просить так, чтобы то, о чём про сишь, сбылось? — Надо верить. — В то, что сбудется? — В Бога верить надо. Ты опре делись, чего ты хочешь. Что для тебя важнее всего. И проси. Про си п о с то янн о . — И тогда даст? — Надо верить, что даст. — А если не даст? — Надо думать, почему не дал. Значит это тебе неполезно. Я просил. Бог дал. Через год две дочки жили со мной. Вроде бы само собой всё получилось. Но я-то знаю, что не само-собой. Мы редко беседовали о Вере, о Боге, о чём-то возвышенном. Чаще — по делу: как срубить сруб, залить фундамент, заре зать свинью, заготовить сена для коров, выступить где-то, издать к н и ж к у . Когда ко мне приехали дочки, а чуть позже появилась жена — Вера, мы каждое лето проводили в монастыре. Старшая занима лась в военно-спортивном лаге ре, о младшей заботился весь мо настырь, жена выполняла разные хозяйственные работы, в основ ном с т и р а л а . Материально я находился в сложнейшей ситуации и без по мощи монастыря вряд ли бы вы карабкался из неё. И вместе с тем это была очень светлая полоса в моей жизни. Очень жалею, что не вёл днев никовых записей. Само бытопи сание времени, прожитого в мо настыре, могло бы составить объёмное и довольно увлекатель ное повествование как для чело века глубоко верующего, воцер- ковленного, так и для светского обывателя. Но главное, конечно, было не в быте. Сам дух монастыря, ощуще ние своей нужности и значимости, наивная неофитская вера в обя зательную действенность молит вы и непрестанные размышления о Боге, Вселенной, Мироздании — вот что главное, незабываемое и неповторимое. И мысли мои тогда, и чувства были какими-то боль шими, значительными, ём к им и . Отец Аристарх возлагал на меня большие надежды. Ему очень хотелось, чтобы я написал роман о Кольских святых. Я был обеспечен самой лучшей, самой редкой литературой по этому пе риоду. Два года практически за нимался только изучением. Но роман не написался. Отец Ари старх сказал бы, что всё потому, что я плохо молился. Многие из моих книг появились на свет не только благодаря его со действию как издателя. Я бы и жил, и думал, и писал бы по-иному, не сведи судьба меня с ним. Перевод с финского Мартти Хюнненена — вообще на 80 % его заслуга. Я столько раз бросал эту работу, а он убеждал меня к ней вернуться, находил нужные с л о в а . Трудно уместить в журналь ную статью всё, что я мог и хо тел бы сказать об этом челове ке. О больших людях надо писать большие книги. А он был боль шой Человек. И непростой. О нём теперь говорят всякое. Я видел, как в трудную минуту многие отвернулись от него. Отвернулись те, кто заиски вал и искал с ним встречи; те, кто гордился знакомством с ним и искал его расположения, рассы пался в благодарности и уверял в вечной преданности. Мы очень мало с ним разгова ривали. Но мне этого было до статочно. Я чувствовал его под держку. Я жил его молитвами. Я чувствовал себя виноватым и наказанным, когда он вразумлял меня по телефону. Я до сих пор до конца не сми рился с тем, что его больше нет. Жду, что позвонит, отчитает за то, что неправильно делаю и на ставит на верный путь. 84 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz