Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
Собственно, по-настоящему ре лигиозного духа тогда было мало. Но была тяга к нему. Желание постичь какую-то новую, «пра вильную» истину. По-видимому, всякое место на земле, на котором проживает ка кое-то время человек, которо му искренне отдаёт что-то своё — мысли, чувства, труд, — в на граду за это обогащает его. При вносит в его жизнь то, что нако пилось, надумалось, намолилось в этой земле. Я прикасался к каменной пли те, на которой, по преданию, скандинавские разбойники каз нили наших православных мона хов, и, казалось, становился оче видцем давней трагедии. Прово дил ладонью по срубу — и пред ставлял, как этот монастырь строили. Спускался к реке — и смотрел на это вечное течение вод глазами средневекового на сельника м он ас ты р я . Я, конечно, ждал каких-то ду шеспасительных бесед с отцом Аристархом. Но их почти не было. Чем больше я находился в мона стыре, тем больше появлялось у меня вопросов. Я ждал от игуме на мудрых ответов, советов, как мне дальше жить. Но напрасно. Разговаривали мы мало и в ос новном — по существу: что надо сделать, чего не надо д е л а т ь . А мне о душе поговорить надо было, о молитве. Сижу верхом на бревне сруба, тюкаю топором. Отец Аристарх, снизу: — Николай, завтра в Ловозе- ро поедем, к саамам. Там ска зать надо чего-нибудь, коротень ко, минут на пять, и стихи почи таешь. — Так мне подготовиться надо! — Не надо. Ты работай. Завтра и так выступишь. — Так мне хоть подумать, на бросать надо, что говорить. — А ты помолись — и всё по лучится. — Когда молиться-то, я всё ра ботаю — и в церкви почти не бы ваю. — А ты работай — и молись, ра ботай — и м о л и с ь . — А как? — А как можешь — так и мо лись. Теперь думаю, что отец Ари старх был прав. Невозможно что-то посоветовать человеку, пока он сам не успокоится, не за думается, не определится, чего он хочет. Я всё-таки добился своего. Раз говор у нас состоялся. Недолгий, но серьёзный. Я показал ему не сколько стихотворений, напи санных в монастыре. Сказал, что заинтересовался историей мо настыря, вообще историей коль ских святых. Всё, что было в мо настырской библиотеке по это му вопросу, я уже изучил к тому времени. Да немного и было то гда литературы, непосредственно связанной с монастырём. Это отца Аристарха заинтере совало. Возникли планы по изда нию сборника духовной поэзии местных авторов, сборника сти хов о М урманске . Осенью я уехал домой. Надо было дочек в садик и школу со бирать. Потом началась зима. Я зани мался составлением поэтическо го сборника для только что орга низованного монастырского из дательства «Доброхот» и на по дворье монастыря наведывался не часто. Однажды зашёл и встретил уже отъезжающего отца Ари старха. Он был простужен и раз говаривал шёпотом. — Садись! — Прохрипел он, приоткрыв дверцу машины. Я плюхнулся на заднее сиде нье. — В монастырь поедем, помо жешь. Я не знал, в чём будет заклю чаться моя помощь, но по его встревоженному виду понял, что там что-то случилось. По доро ге мы не разговаривали, он лишь подгонял в о д и т ел я . У крыльца храма стоял народ. Не много, человек двадцать, мо жет, чуть больше. Выйдя из ма шины, отец Аристарх, не захо дя в жилую часть монастыря, ре шительно направился ко входу в храм, где висел замок, открыл дверь, и мы вошли в холодный нетопленый храм. Следом пова лили люди. Мы с водителем бро сились поправлять и возжигать лампадки, ещё что-то делали, не п о м ню . Отец Аристарх начал служить, но голос у него сорвался, он за хрипел, закашлялся, схватил меня за рукав и притянул к себе, за клирос. — Читай! — Я не умею! — испуганно от шатнулся я, но он цепко сжимал мой локоть: — Читай со мной, помогай, ви дишь, голоса совсем нет! — он действительно говорил надтрес нутым, едва слышным шёпотом. Когда умерла бабушка, дере венские старушки читали Псал тирь над гробом. Я сидел рядом. Одна из них спросила: — А ты читать умеешь? Мне было 20 лет. Я ещё был не крещеный. И толком не понял, о чём она спрашивала. — Конечно умею! — ответил я. — Ну, почитай, а то глаза уста ли, не вижу ничего, буквы плы в у т . И она ткнула пальцем в Псал тирь. Я несколько минут недоумен но смотрел на церковнославян ские буквы, пытался что-то про честь, но получалось лишь ка кое-то невразумительное мыча ние. — Да ну тебя! — старушка за брала Псалтирь. — А говорил, что умеешь. Вот и теперь я смотрел на не привычные буквы и что-то не в лад договаривал и подвывал вслед за отцом Аристархом. Было стыдно и страшно. Мне казалось, что все прихожане едва сдержи ваются, чтобы не выгнать меня из храма. От волнения вдруг пе ресохло во рту и стало жарко, так что даже ладони всп о т ел и . После службы пили в трапез ной чай и молчали. Хотелось что-то сказать, но говорить было нечего. Потом он встал, принёс молитвослов на церковнославян ском и протянул мне: — Учись читать! Бегло читать я так и не научил ся. Разве что знакомые, часто Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz