Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

— Езжай, ничего с ними не слу­ чится. Я стал собираться. И действи­ тельно — ситуация разрешилась сама собой. Теперь с ужасом понимаю, что в такой ситуации больше никто не даст мне «пинка», не заставит поступить правильно. Не возь­ мёт часть ответственности за моё решение на себя. Теперь мне всё решать самому. С отцом Аристархом я позна­ комился в последний год про­ шлого века. Очень тяжкое время было. И для страны, и для меня лично. Я развёлся с женой, уехал в Мурманск. Жил один. Очень ску­ чал по д е т я м . По ночам в подъезде на лест­ ничной площадке, прямо на це­ ментном полу, подложив под себя коробки, спали то ли пья­ ные, то ли обнаркоманенные под­ ростки. По утрам бомжи, собрав на помойке опорожнённые банки из-под сгущёнки, которые выки­ дывали с кухни кафе, тщательно их вылизывали, не обращая вни­ мания на проходящих жильцов. Приезжающие из области зна­ комые неизменно заходили ко мне. Квартира была над кафе «Юность», неподалёку от вокза­ ла. В ресторане гостиницы «Арк­ тика» работали знакомые му­ зыканты, которые после работы (под утро) неизменно загляды­ вали ко мне, постоянно попол­ няя мой кухонный арсенал посу­ дой с фирменными штампиками «Арктика», в которой они прино­ сили заку ску . Я понимал, что разрушаюсь, но не видел никакого выхода. У людей в таком состоянии во­ ображение болезненное, неаде­ кватное, перемежающееся гал­ люцинациями. Мне тяжело их вспоминать и поэтому описывать их не буду. Но однажды утром некое ви­ дение побудило меня встать и отправиться в Союз писателей. На дверях я обнаружил записку: «Уехали в Трифонов Печенгский монастырь». Меня в эту поездку не приглашали. А может и при­ глашали, да з а б ы л . Надо сказать, что в монастыре мы бывали и прежде. Ещё когда сверхглубокая скважина работала, ездили туда, и с руководством скважи ­ ны заезжали отобедать в мона­ стырь. Наместником тогда был отец Филипп. Но та поездка на меня какого-то особого впечат­ ления не произвела, и потому я не особо переживал, что не по ­ ехал. Но всё новые известия о мо­ настыре, о новом наместнике настойчиво преследовали меня. Наконец, видя моё плачевное состояние, Елена Деревякина (спасибо ей!) просто купила би­ лет и посадила меня на автобус до Печенги. Так я оказался в мо­ настыре. Игумена в монастыре не было. Сутки я ждал его. Беседовал с на­ сельниками и не понимал, зачем Наконец, появился отец Ари­ старх. Спросил кто я, зачем при­ ехал. Я как мог, что-то путанно объяснил. Он позвал монаха — отца Стефана — и тот определил мне спальное место. Несколько дней меня никто не трогал. Словно не замечали. Я подолгу сидел у реки, бро­ дил вокруг монастыря, питался в трапезной. Заходил на службу, но не разу не выстаивал до конца. Всё ждал, когда отец Аристарх позовёт меня, скажет что-нибудь. Но он словно забыл обо мне. Тогда я выбрал момент и обра­ тился к нему сам. Спросил, что мне делать. — Делай пока, что хочешь. Жела­ тельно на службы ходить. Дал тоненький молитво­ слов, на современном языке, но по-церковнославянски (сейчас много таких печатают). Показал молитвы, которые надо выучить в первую очередь. Три дня я учил молитвы. Я во- обще-то тексты хорошо запоми­ наю, но тут почему-то ничего в памяти не задерживалось. На четвёртый день я молча со­ брал вещи и побрёл на автобус, решив, что монастырь, религия — это не м о ё . Отойдя немного от монастыря, обернулся. Почему-то захотелось посмотреть, попрощаться, пере­ креститься. Стал вспоминать мо­ литвы и понял, что их знаю. Пере­ крестился — и пошёл обратно. Интересная внутренняя ат­ мосфера была тогда в монасты­ ре. Практически все насельники были неофитами. Повсеместно возникали какие-то религиозные дебаты, откровенно безграмот­ ные и наивные. Публика была разношёрстная — отчаявшиеся безработные, бежен­ цы, освободившиеся зеки, дезер­ т и р ы . Лишь немногие — идей­ ные искатели истины, но тоже по разным причинам вывалившиеся на обочину жизни. Быт в монастыре был неустро­ ен. Было холодно, голодно и тесно. Но вместе с тем было хорошо. Спокойно. Был внутренний дух и осознание того, что мы все вме­ сте делаем какое-то очень важное и нужное дело. Братия была неве­ лика, и за столом в трапезной по­ мещались все. Немаловажно и то, что игумен питался вместе с нами, и вся его жизнь была на наших глазах. Это давало ощущение все­ общего равенства и братства. Мы восстанавливали мо­ настырь. Может это и кощун­ ственно, но мне кажется, что чувствовали мы себя пример­ но как комсомольцы-корчагин- цы на стройках народного хо­ зяйства, совершая трудовой по­ двиг «во имя светлого будущего». я сюда приехал. 82 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz