Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
— Езжай, ничего с ними не слу чится. Я стал собираться. И действи тельно — ситуация разрешилась сама собой. Теперь с ужасом понимаю, что в такой ситуации больше никто не даст мне «пинка», не заставит поступить правильно. Не возь мёт часть ответственности за моё решение на себя. Теперь мне всё решать самому. С отцом Аристархом я позна комился в последний год про шлого века. Очень тяжкое время было. И для страны, и для меня лично. Я развёлся с женой, уехал в Мурманск. Жил один. Очень ску чал по д е т я м . По ночам в подъезде на лест ничной площадке, прямо на це ментном полу, подложив под себя коробки, спали то ли пья ные, то ли обнаркоманенные под ростки. По утрам бомжи, собрав на помойке опорожнённые банки из-под сгущёнки, которые выки дывали с кухни кафе, тщательно их вылизывали, не обращая вни мания на проходящих жильцов. Приезжающие из области зна комые неизменно заходили ко мне. Квартира была над кафе «Юность», неподалёку от вокза ла. В ресторане гостиницы «Арк тика» работали знакомые му зыканты, которые после работы (под утро) неизменно загляды вали ко мне, постоянно попол няя мой кухонный арсенал посу дой с фирменными штампиками «Арктика», в которой они прино сили заку ску . Я понимал, что разрушаюсь, но не видел никакого выхода. У людей в таком состоянии во ображение болезненное, неаде кватное, перемежающееся гал люцинациями. Мне тяжело их вспоминать и поэтому описывать их не буду. Но однажды утром некое ви дение побудило меня встать и отправиться в Союз писателей. На дверях я обнаружил записку: «Уехали в Трифонов Печенгский монастырь». Меня в эту поездку не приглашали. А может и при глашали, да з а б ы л . Надо сказать, что в монастыре мы бывали и прежде. Ещё когда сверхглубокая скважина работала, ездили туда, и с руководством скважи ны заезжали отобедать в мона стырь. Наместником тогда был отец Филипп. Но та поездка на меня какого-то особого впечат ления не произвела, и потому я не особо переживал, что не по ехал. Но всё новые известия о мо настыре, о новом наместнике настойчиво преследовали меня. Наконец, видя моё плачевное состояние, Елена Деревякина (спасибо ей!) просто купила би лет и посадила меня на автобус до Печенги. Так я оказался в мо настыре. Игумена в монастыре не было. Сутки я ждал его. Беседовал с на сельниками и не понимал, зачем Наконец, появился отец Ари старх. Спросил кто я, зачем при ехал. Я как мог, что-то путанно объяснил. Он позвал монаха — отца Стефана — и тот определил мне спальное место. Несколько дней меня никто не трогал. Словно не замечали. Я подолгу сидел у реки, бро дил вокруг монастыря, питался в трапезной. Заходил на службу, но не разу не выстаивал до конца. Всё ждал, когда отец Аристарх позовёт меня, скажет что-нибудь. Но он словно забыл обо мне. Тогда я выбрал момент и обра тился к нему сам. Спросил, что мне делать. — Делай пока, что хочешь. Жела тельно на службы ходить. Дал тоненький молитво слов, на современном языке, но по-церковнославянски (сейчас много таких печатают). Показал молитвы, которые надо выучить в первую очередь. Три дня я учил молитвы. Я во- обще-то тексты хорошо запоми наю, но тут почему-то ничего в памяти не задерживалось. На четвёртый день я молча со брал вещи и побрёл на автобус, решив, что монастырь, религия — это не м о ё . Отойдя немного от монастыря, обернулся. Почему-то захотелось посмотреть, попрощаться, пере креститься. Стал вспоминать мо литвы и понял, что их знаю. Пере крестился — и пошёл обратно. Интересная внутренняя ат мосфера была тогда в монасты ре. Практически все насельники были неофитами. Повсеместно возникали какие-то религиозные дебаты, откровенно безграмот ные и наивные. Публика была разношёрстная — отчаявшиеся безработные, бежен цы, освободившиеся зеки, дезер т и р ы . Лишь немногие — идей ные искатели истины, но тоже по разным причинам вывалившиеся на обочину жизни. Быт в монастыре был неустро ен. Было холодно, голодно и тесно. Но вместе с тем было хорошо. Спокойно. Был внутренний дух и осознание того, что мы все вме сте делаем какое-то очень важное и нужное дело. Братия была неве лика, и за столом в трапезной по мещались все. Немаловажно и то, что игумен питался вместе с нами, и вся его жизнь была на наших глазах. Это давало ощущение все общего равенства и братства. Мы восстанавливали мо настырь. Может это и кощун ственно, но мне кажется, что чувствовали мы себя пример но как комсомольцы-корчагин- цы на стройках народного хо зяйства, совершая трудовой по двиг «во имя светлого будущего». я сюда приехал. 82 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz