Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
мир! На мой взгляд, не очень это у него получилось, но, тем не менее. С другой стороны, Маслов, похоже, рассматривает и Аввакума, и Ленина, в большей степени не как об щественных деятелей, вождей и проповедников, но — как поэтов. И здесь-то, и для Ленина — «тропа одна». Он, безусловно, по всем повадкам, всем кунштюкам- вывертам был поэт, его политические кульбиты уж точно «езда в незнаемое». Эх, ему бы еще людоедских привычек поменьше... Аввакум велик, но куда бедному царю деваться? Россия! Бог ты мой! Пойди — найди Другую землю, где б так бездумно Родство свое и славу забывали — Добро б на пользу, но когда во вред — мы голову склоняем и в варяги Своих мужей великих обращаем! Взойдет ли час, научимся ли мы Ценить Россию и хранить Россию. Это, пожалуй, главный вывод масловских разду мий о Ленине. И, если его позицию насчет соприрод- ности Ильича России, можно не разделять, то с этим выводом, особенно с последними, с оглядкой на Руб цова, строчками, не поспоришь. И здесь же, совсем рядом, в шаге — тема, которая, как и любого истинного художника, всегда волнова ла Маслова, и касается всех, о ком мы ведем сейчас разговор, — писатель и власть, их вечные общность и противостояние. Но послушаем самого писателя: «Николай Рубцов, плоть от плоти родной, народ ный, скорбя о скорых, уже близких страданиях Роди ны, думал и об Иване Грозном по-народному. Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! Мрачнее тучи грозный Иоанн Под ледяными взглядами боярства Здесь исцелял невзгоды государства, Скрывая боль своих душевных ран. Кто еще написал о Грозном с таким сочувствием? Для меня бесспорно: Рубцов, думая о будущем Оте чества, читал не только то, что о Грозном в разное время писали, но, в отличие от многих наших совре менников, еще и произведения самого Грозного читал. И порою как бы вступал в разговор с ним. За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью. Кажется, только самый ленивый не цитировал этих строк Рубцова. Так не поленимся, процитируем, для сравнения, иИоан на, хотя бы вот эти строки из егоДуховной грамоты. «Ждал я, — писал Грозный, — кто бы со мною по скорбел, — и нет никого, утешающих я не сыскал, воз дали мне злом за ДОБРО, ненавистью за ЛЮБОВЬ». Это, между прочим, из Библии. «Кто за добро воз дает злом, от дома того не отойдет зло». Хотим понять историю — давайте читать род ных поэтов. Николай Рубцов, Феликс Кузнецов, Илья Глазунов... На памятнике Тысячелетие России для Иоанна Ва сильевича они место нашли бы... » Что касается «дикого протопопа», то ведь и он для Маслова прежде всего художник. И эта фигура, как бы сейчас сказали, культовая для архангельского Бе- ломорья, Мезени, где Аввакума, по сути, своим счи тали, его с юношеских лет занимала, влекла. Да не просто влекла — восхищала! Причину особого отно шения к мятежному протопопу он очень четко опре деляет в «На костре моего греха»: «Как когда-то стоял человек перед широкой рекой («Реве та стогне...»), перед необозримостью моря, так сегодня он стоит, пораженный, перед космосом — уже есть возможность ступить через грань, но еще не поборото ощущение пугающей несоразмерно сти, несоизмеримости. Но был, был задолго до нас человек, для которо го завеса между земным, реальным и потусторон ним, тоже реальным миром была весьма неплотной. Битый на Енисее, пешком прошедший Байкал, со жженный на берегу Ледовитого океана, он не только сознавал себя частью космоса, но и отразил это с по разительной силой в своих неистовых писаниях. Протопоп Аввакум. Мы сегодня стоим у порога, который был для него порогом почти обыденным. И лишь сейчас писатели мира начинают подсту паться к задаче, которую блестяще, как писатель, решил Аввакум три века назад. Конечно, были после него еще и гениальные стихи великого в своих пред чувствиях и ощущениях поэта — «Выхожу один я...», но это, так сказать, в иной плоскости. Для меня очевидно влияние Аввакума не только на судьбу моей родной Семжи, но и на характеры сем- жан в течение всех последующих веков. Я уже гово рил как-то, что, по преданию, семжане пожертво вали на пропитание ссыльному протопопу семужью тоню на Подпыесском, всего лишь в нескольких кило метрах от межевых, между Мезенью и Семжей, зна ков, — это и сегодня одно из самых семужьих мест на семженских берегах. Остался и до сих пор стоит на Подпыесском, на угоре, крест, поставленный, по преданию, самим Аввакумом...» Да, Аввакум и увлекал, и восхищал, это видно и по ранним масловским вещам, и по публицистике. 56 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz