Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

Коржов Дмитрий Валерьевич поэт, литературный критик, прозаик, член Союза писателей России. Масловские раздумья: о Ленине, о Сталине... (отрывок из книги о Виталии Маслове «Несмиренный живописец») Два поэта: вождь и протопоп То и дело в разных читательских и писательских кругах-аудиториях возникает вопрос, кто Виталий Маслов был по взглядам, — по тем самым, крайним, баррикадно-политическим? Именно на рубеже семи­ десятых-восьмидесятых, в то время, о котором мы ве­ дем речь, он определился с ними окончательно. Чаще всего приходится слышать и читать, что, де­ скать, Маслов был коммунист, ближе всего к ним на­ ходился, да и дружил со многими. Но как, простите, это стыкуется с тем, что перед нами воцерковленный православный христианин и славянофил? По крайней мере, в ту последнюю часть его жизни, что прошла рядом со мной, на моих глазах, он был именно таким. Конечно, изначально на­ мешано в нем много было всякого. (Помните, что гово­ рит у Маслова старый учи­ тель выпускникам? «Ниче­ го не спешите выкидывать, ничего!» Вот он и не торо­ пился.) И замес крутой был, безусловно. Как и в его Сем- же родной всё не так одно­ значно, как порой кажется на первый взгляд, все на грани, у черты. Не всегда поймешь, где берег, а где море, и тот момент, когда вполне советский юноша, влюбленный в Маяковского со всеми его ста томами партийных книжек и Ленина, вдруг становится чужд идеалам юности, не очевиден. В самом начале, в пятидесятые-шестидесятые, Маслов вроде бы примерный советский моряк, вер­ ный социалистическим идеалам, ее вождям и кано­ нам. Это видно и по ранним стихам, в которых не­ сколько стихотворений посвящены Ленину, включая даже небольшую поэму об одном из классиков ком­ мунистической идеи, создателе первого в мире го­ сударства рабочих и крестьян. С теплотой огромной Маслов о Ленине пишет. Одно из стихотворений конца пятидесятых так и называется: «Ленин идет по каю там .» , а другое — «Учебники» — о двух главных книгах на полке ли­ рического героя, тех, в которых он ищет (и находит!) ответы едва ли не на все вопросы земного бытия, — «Маяковского и Ильича». Стихотворение «Ленин идет по каютам...» — сла­ бенькое, ученическое, кроме первой строчки, строч­ ки-образа, там поэзия и не ночевала, но ситуация, о которой нам автор рассказывает, занимательная. Моряки в далеком рейсе после вахты спорят «до поры до ранней о дорогах Родины и света»! А помогает им в этих спорах Владимир Ильич. А в поэмке той небольшой, написанной, как по­ казалось под влиянием знаменитого сказа Твардов­ ского об опознании вождя мировой революции печ­ ником, Маслов, кстати, пытается осознать Ленина, как своего, — сосредоточенно норовит приземлить (в хорошем смысле, буквально приблизить к родной земле), притянуть того к России, причем с помощью занятного сюжетного поворота, авторской придум­ ки замысловатой. Все ж таки сомневается Маслов в его русскости, в принадлежности Владимира Ильича русскому миру: но пытается доказать обратное, при­ чем — от противного. Поэма не дописана, но в концовке автор неожидан­ но скатывается в другую тему: Через Ульяновку твою, потом — В Петровку... Он говорил, — оттуда Аввакум, какой-то поп ... Одна тропа, одна!.. Лишь Не петляй и не сходи с дороги. Россия Русь, храни себя, храни! — Кричал поэт. Но кто поэтом воссияет? Тот, кто под ногами дремлет, Мурлыча тошно?.. Ну, я вам доложу, смешались в кучу кони, люди. Эклектика жутковатая и не всегда понятная. «Дикий протопоп» Аввакум, да еще Рубцов на сладкое. Но вот эти две строки: «Одна тропа, одна!.. Лишь Не пет­ ляй и не сходи с дороги» — многое объясняют. Речь, конечно, о преемственности, о следовании традиции, о том, что у людей из русского мира, какими бы раз­ ными они ни были, — тропа всегда одна, тропа слу­ жения своей Родине. Вот где разгадка, смысл поэмы, вот, почему так пытается автор вписать Ленина в этот Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz