Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
СССР 1936 г. была восприня та как смягчение политики го сударства в отношении религи озных верований граждан, так как в ней уже отсутствовали статьи по лишению избиратель ных прав духовенства. Понятны и ожидания по открытию новых храмов или, как минимум, наде жды на то, что прежние из них будут продолжать действовать. В постановлении ЦК ВКП (б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с ис кривлениями партийной линии в колхозном движении» ЦК по требовал «решительно прекра тить практику закрытия цер квей в административном по рядке». Комиссия по вопросам культа ставила вопрос о привле чении нарушителей данного за кона к административной, а по рой уголовной ответственно сти. Однако это вовсе не означа ло полной лояльности властей к Церкви и священнослужителям. Примечательно, что его арест был произведен как раз в то вре мя, когда коляне активно боро лись за сохранение своего хра ма действующим, обращаясь с просьбами не только к руковод ству Мурманского округа и в Леноблисполком, но даже в ЦИК ВКП(б). Роковую роль в обвинении священника сыграли и его от ношения с видными предста вителями российского духовен ства, стоявшими на позициях сохранения православия тихо новского направления — архи епископом Петергофским Ни колаем Ярушевичем и митропо литом Ленинградским Алексеем Симанским, будущим Патриар хом Всея Руси Алексием I. В ок тябре 1937 г. К.М. Мелетиев был расстрелян. Реабилитировали его лишь в мае 1989 г. За проведение богослужений у себя на квартире и антисовет скую пропаганду был аресто ван и в декабре 1937 г. расстре лян мурманский священник Ар сений Михайлович Коноплев — реабилитирован в апреле 1989 г. Умер в январе 1939 г. в Мур манской тюремной больни це обвиненный за антисовет скую пропаганду и пораженче ские настроения варзужский священник Николай Николаевич Гусев — реабилитирован в мае 1998 г. За антисоветскую деятель ность был приговорен к ссыл ке в июле 1940 г. в Краснояр ский край сроком на пять лет ранее уже отбывший пятилет ний срок тюремного заключе ния по идентичному обвинению кандалакшский священник Фе дор Михайлович Миролюбов — реабилитирован в мае 1989 г. Умбский священник Григо рий Евтихиевич Лисеенков в де кабре 1937 г. был расстрелян по приговору суда, обвинявшему его в распространении антисо ветских слухов против Консти туции 1936 г. и активных дей ствиях против мероприятий сельсовета по закрытию мест ной церкви — реабилитирован в мае 1989 г. Таковы печальные итоги ре прессивной политики советской власти в отношении духовен ства Кольского края. Подводя итоги репрессивной политики государства в отно шении православного духовен ства, хотелось быть отметить несколько характерных для этой политики черт. Во-первых, осуществление ре прессий было одним из проду манных направлений в антире лигиозной деятельности Совет ского государства, целью кото рого было искоренение религии из жизни общества. Во-вторых, уничтожение или изоляция духовенства от обще ства осуществлялись параллель но с закрытием церквей и часо вен. К концу 1930-х — началу 1940-х гг. на территории Евро пейского Севера практически не осталось ни одного действующе го храма. В-третьих, репрессивная по литика в отношении верующих и духовенства тесно увязыва лась с курсом внутренней и вне шней политики государства — священников практически все гда обвиняли в срыве конкрет ных мероприятий Советской власти — сопротивлении прове дению в жизнь декрета о свобо де совести и изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, коллективизации, выборов в Верховный Совет, в неудачах на фронтах. Последствия такой полити ки оказались губительны как для Церкви, потерявшей тыся чи истинно верующих-мирян и праведных священнослужите лей, так и для общества, кото рое в силу нехватки образован ных, высоконравственных свя щенников и разрушения нрав ственных общечеловеческих ценностей стало особенно ост ро ощущать кризис духовности во второй половине двадцатого столетия. Список источников и литературы: 1. ГАМО, ф. 140, оп. 3, дд. 1102/2; 3207 (наблюдения), 3207/2; 3337/2; 3460/2 тт. 1-4, 6 (наблюдения), 6-8; 4550 (наблюдения), 4550/2; 4634 (наблюдения), 4634/2; 5641/2; 5752/2; 6658 (наблю дения), 6658 (к наблюдению), 6658/2. 2. Книга памяти жертв политических репрессий (20-50-е гг.). Мурманская область / Сост. С.Н.Дащинский, В.В.Воронив, В.А.Нечушкин — Мурманск, 1997. 3. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. — 1990. — № 7. — С.56. 52 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz