Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

СССР 1936 г. была восприня­ та как смягчение политики го­ сударства в отношении религи­ озных верований граждан, так как в ней уже отсутствовали статьи по лишению избиратель­ ных прав духовенства. Понятны и ожидания по открытию новых храмов или, как минимум, наде­ жды на то, что прежние из них будут продолжать действовать. В постановлении ЦК ВКП (б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с ис­ кривлениями партийной линии в колхозном движении» ЦК по­ требовал «решительно прекра­ тить практику закрытия цер­ квей в административном по­ рядке». Комиссия по вопросам культа ставила вопрос о привле­ чении нарушителей данного за­ кона к административной, а по­ рой уголовной ответственно­ сти. Однако это вовсе не означа­ ло полной лояльности властей к Церкви и священнослужителям. Примечательно, что его арест был произведен как раз в то вре­ мя, когда коляне активно боро­ лись за сохранение своего хра­ ма действующим, обращаясь с просьбами не только к руковод­ ству Мурманского округа и в Леноблисполком, но даже в ЦИК ВКП(б). Роковую роль в обвинении священника сыграли и его от­ ношения с видными предста­ вителями российского духовен­ ства, стоявшими на позициях сохранения православия тихо­ новского направления — архи­ епископом Петергофским Ни ­ колаем Ярушевичем и митропо­ литом Ленинградским Алексеем Симанским, будущим Патриар­ хом Всея Руси Алексием I. В ок­ тябре 1937 г. К.М. Мелетиев был расстрелян. Реабилитировали его лишь в мае 1989 г. За проведение богослужений у себя на квартире и антисовет­ скую пропаганду был аресто­ ван и в декабре 1937 г. расстре­ лян мурманский священник Ар­ сений Михайлович Коноплев — реабилитирован в апреле 1989 г. Умер в январе 1939 г. в Мур­ манской тюремной больни­ це обвиненный за антисовет­ скую пропаганду и пораженче­ ские настроения варзужский священник Николай Николаевич Гусев — реабилитирован в мае 1998 г. За антисоветскую деятель­ ность был приговорен к ссыл­ ке в июле 1940 г. в Краснояр­ ский край сроком на пять лет ранее уже отбывший пятилет­ ний срок тюремного заключе­ ния по идентичному обвинению кандалакшский священник Фе­ дор Михайлович Миролюбов — реабилитирован в мае 1989 г. Умбский священник Григо­ рий Евтихиевич Лисеенков в де­ кабре 1937 г. был расстрелян по приговору суда, обвинявшему его в распространении антисо­ ветских слухов против Консти­ туции 1936 г. и активных дей­ ствиях против мероприятий сельсовета по закрытию мест­ ной церкви — реабилитирован в мае 1989 г. Таковы печальные итоги ре ­ прессивной политики советской власти в отношении духовен­ ства Кольского края. Подводя итоги репрессивной политики государства в отно­ шении православного духовен­ ства, хотелось быть отметить несколько характерных для этой политики черт. Во-первых, осуществление ре­ прессий было одним из проду­ манных направлений в антире­ лигиозной деятельности Совет­ ского государства, целью кото­ рого было искоренение религии из жизни общества. Во-вторых, уничтожение или изоляция духовенства от обще­ ства осуществлялись параллель­ но с закрытием церквей и часо­ вен. К концу 1930-х — началу 1940-х гг. на территории Евро­ пейского Севера практически не осталось ни одного действующе­ го храма. В-третьих, репрессивная по­ литика в отношении верующих и духовенства тесно увязыва­ лась с курсом внутренней и вне­ шней политики государства — священников практически все­ гда обвиняли в срыве конкрет­ ных мероприятий Советской власти — сопротивлении прове­ дению в жизнь декрета о свобо­ де совести и изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, коллективизации, выборов в Верховный Совет, в неудачах на фронтах. Последствия такой полити­ ки оказались губительны как для Церкви, потерявшей тыся­ чи истинно верующих-мирян и праведных священнослужите­ лей, так и для общества, кото­ рое в силу нехватки образован­ ных, высоконравственных свя­ щенников и разрушения нрав­ ственных общечеловеческих ценностей стало особенно ост­ ро ощущать кризис духовности во второй половине двадцатого столетия. Список источников и литературы: 1. ГАМО, ф. 140, оп. 3, дд. 1102/2; 3207 (наблюдения), 3207/2; 3337/2; 3460/2 тт. 1-4, 6 (наблюдения), 6-8; 4550 (наблюдения), 4550/2; 4634 (наблюдения), 4634/2; 5641/2; 5752/2; 6658 (наблю­ дения), 6658 (к наблюдению), 6658/2. 2. Книга памяти жертв политических репрессий (20-50-е гг.). Мурманская область / Сост. С.Н.Дащинский, В.В.Воронив, В.А.Нечушкин — Мурманск, 1997. 3. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. — 1990. — № 7. — С.56. 52 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz