Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

Бардилева Юлия Петровна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Мурманского арктического государственного университета Репрессии против духовенства и мирян на Кольском Севере Гонения на Русскую Право­ славную Церковь начались с первых дней после Октябрьско­ го переворота 1917 года. Новая власть видела в Церкви наибо­ лее сильного идеологического соперника, пожалуй, единствен­ ного в стране способного оказать сопротивление насильственной ломке общечеловеческих и на­ циональных моральных ценно­ стей в обществе, навязыванию разрушительных идей мировой революции и безбожных идей, воплощение которых подразу­ мевало не просто отказ от рели­ гии, а ее уничтожение. Исследователь Н. Емельянов, рассматривая оценки статисти­ ки гонений на Русскую Право­ славную Церковь с 1917 по 1952 гг., выделяет несколько волн или периодов гонений: 1) 1917— 1920 гг. — захват власти, мас­ совые грабежи церквей, рас­ стрелы священнослужителей; 2) 1921-1928 гг. — изъятие цер­ ковных ценностей под предло­ гом помощи голодающим По­ волжья (1921-1923 гг.), затем в 1923-1928 гг. при поддерж­ ке ВЧК-ГПУ-ОГПУ насаждает­ ся обновленческий раскол для уничтожения Церкви изнутри; 3) 1929-1936 гг. — раскулачива­ ние и коллективизация, разделе­ ние Церкви и уничтожение ее по частям, осуществление в 1932­ 1936 гг. «безбожной пятилет­ ки»; 4) 1937-1938 гг. — страшные годы террора, стремление уни ­ чтожить всех верующих, вклю­ чая обновленцев; 5) 1939-1952 гг. преследование священнослужи­ телей в присоединенных При­ балтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых после немец­ кой оккупации областях1. Волны гонений не обошли стороной и духовенство Коль­ ского Севера. Гонения на Церковь и верую­ щих сопровождалось насиль­ ственным насаждением атеисти­ ческой и антирелигиозной про ­ паганды, разрушением храмов и расстрелами священников. На­ чиная с середины 1990-х годов, стали появляться как отдельные статьи и монографии историков и религиозных деятелей по про ­ блемам Церкви в Советском го­ сударстве, так и публикации до­ кументов, свидетельствующих о массовых репрессиях в отноше­ нии верующих и священников. К сожалению, приходится кон­ статировать, что по Кольскому Северу такая работа еще не про ­ ведена. Сведения о репрессирован­ ных священниках Кольского края в полном объеме нигде ра­ нее не публиковались, разве что «Книга памяти жертв политиче­ ских репрессий Мурманской об­ ласти» сообщает в виде справки краткую формулировку приго­ вора и срок наказания для каж­ дого репрессированного свя­ щенника. Исчерпывающую информа­ цию можно получить, лишь ознакомившись с фондом 140 Управления Министерства без­ опасности РСФСР (прим. — се­ годня это фонд ФСБ в Государ­ ственном архиве Мурманской области). Следственные дела священников можно разделить на две группы: одну из них со­ ставляют дела, в которых свя­ щенники обвиняются не толь­ ко в антисоветской деятельно­ сти, но и в шпионаже в пользу Финляндии, а также в повстан­ ческой деятельности; другую — дела по распространению анти­ советской и антиколхозной про ­ паганды и «религиозному одур­ маниванию населения». К первой из них относится, например, следственное дело в отношении священников Алек­ сандра Алексеевича Красильни­ кова (с. Ковда) и Алексея Влади­ мировича Суворова (г. Канда­ лакша). Их арестовали в 1933 г. по обвинению в участии в кан­ далакшской шпионско-дивер- 1 Емельянов Н. Оценка статистики гонений на РусскуюПравославнуюЦерковь с 1917 по 1952 гг (по даннымна январь 1999 г.) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. III. М., 1999. С. 266-271. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz