Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
Бардилева Юлия Петровна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Мурманского арктического государственного университета Репрессии против духовенства и мирян на Кольском Севере Гонения на Русскую Право славную Церковь начались с первых дней после Октябрьско го переворота 1917 года. Новая власть видела в Церкви наибо лее сильного идеологического соперника, пожалуй, единствен ного в стране способного оказать сопротивление насильственной ломке общечеловеческих и на циональных моральных ценно стей в обществе, навязыванию разрушительных идей мировой революции и безбожных идей, воплощение которых подразу мевало не просто отказ от рели гии, а ее уничтожение. Исследователь Н. Емельянов, рассматривая оценки статисти ки гонений на Русскую Право славную Церковь с 1917 по 1952 гг., выделяет несколько волн или периодов гонений: 1) 1917— 1920 гг. — захват власти, мас совые грабежи церквей, рас стрелы священнослужителей; 2) 1921-1928 гг. — изъятие цер ковных ценностей под предло гом помощи голодающим По волжья (1921-1923 гг.), затем в 1923-1928 гг. при поддерж ке ВЧК-ГПУ-ОГПУ насаждает ся обновленческий раскол для уничтожения Церкви изнутри; 3) 1929-1936 гг. — раскулачива ние и коллективизация, разделе ние Церкви и уничтожение ее по частям, осуществление в 1932 1936 гг. «безбожной пятилет ки»; 4) 1937-1938 гг. — страшные годы террора, стремление уни чтожить всех верующих, вклю чая обновленцев; 5) 1939-1952 гг. преследование священнослужи телей в присоединенных При балтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых после немец кой оккупации областях1. Волны гонений не обошли стороной и духовенство Коль ского Севера. Гонения на Церковь и верую щих сопровождалось насиль ственным насаждением атеисти ческой и антирелигиозной про паганды, разрушением храмов и расстрелами священников. На чиная с середины 1990-х годов, стали появляться как отдельные статьи и монографии историков и религиозных деятелей по про блемам Церкви в Советском го сударстве, так и публикации до кументов, свидетельствующих о массовых репрессиях в отноше нии верующих и священников. К сожалению, приходится кон статировать, что по Кольскому Северу такая работа еще не про ведена. Сведения о репрессирован ных священниках Кольского края в полном объеме нигде ра нее не публиковались, разве что «Книга памяти жертв политиче ских репрессий Мурманской об ласти» сообщает в виде справки краткую формулировку приго вора и срок наказания для каж дого репрессированного свя щенника. Исчерпывающую информа цию можно получить, лишь ознакомившись с фондом 140 Управления Министерства без опасности РСФСР (прим. — се годня это фонд ФСБ в Государ ственном архиве Мурманской области). Следственные дела священников можно разделить на две группы: одну из них со ставляют дела, в которых свя щенники обвиняются не толь ко в антисоветской деятельно сти, но и в шпионаже в пользу Финляндии, а также в повстан ческой деятельности; другую — дела по распространению анти советской и антиколхозной про паганды и «религиозному одур маниванию населения». К первой из них относится, например, следственное дело в отношении священников Алек сандра Алексеевича Красильни кова (с. Ковда) и Алексея Влади мировича Суворова (г. Канда лакша). Их арестовали в 1933 г. по обвинению в участии в кан далакшской шпионско-дивер- 1 Емельянов Н. Оценка статистики гонений на РусскуюПравославнуюЦерковь с 1917 по 1952 гг (по даннымна январь 1999 г.) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. III. М., 1999. С. 266-271. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz