Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
когда на землю повалил пуши стый снег. Она не могла налюбо ваться, глядя, как он покрывает клумбы с редкими цветами, соч но-зеленую траву, тоненькие де ревца... И, шагая по этому пер вому снегу, она, вся такая летняя, почти воздушная, влюбилась в эту землю раз и н а в с е гд а . А когда первый раз с доче рью попали в лес, приехав соби рать ягоды, ее семилетняя Лиля, увидев каменную, в разноцветье мха сопку с одинокой тоненькой березкой, отражающейся в зер кальной глади маленького озер ца, вдруг восхищенно восклик нула: «Мама, да такая красота только в сказке бывает!» На первых порах в Мурман ске Любовь Николаевна работать пошла баянистом-аккомпаниа- тором в клуб «Портовик», но ра бота не особо устраивала, все ве чера приходилось проводить вне дома. А тут увидела объявление в газете, что гарнизонному Дому офицеров требуется художник- оформитель, и решила попробо вать. Взяли. И нужно видеть, с каким восхищением Любовь Ни колаевна вспоминает об этой сво ей работе! С каким удовольстви ем она оформляла кинорекламу с кадрами из фильмов! Пришла ра ботать, когда шел фильм «Щит и меч», и такую афишу нарисовала с портретами актеров, что никто не мог мимо пройти, чтобы не полюбоваться. Для нее это тоже своеобразная школа творчества была. Затем родился сын Геннадий, но догулять декретный отпуск не дали, вызвали вновь афиши пи сать. Только недолго Любовь в ДК поработала, «переманили» в СМУ-3 треста «Спецстроймеха- низация», где оклад положили не 70 рублей, как в ДК, а 120, но и от сюда она ушла, теперь на судоре монтный завод Мурманской су доверфи, где в должности худож- ника-оформителя работала уже до самой пенсии. Занималась на глядной агитацией, оформлени ем красных уголков, служебных помещений. Параллельно с этим втайне от всех картины писала, которые однажды руководством завода были замечены и в 1987 м ими украсили стены заводской столовой. И где бы Любовь Ни колаевна ни работала, она вез де старалась быть неповторимой, придумать что-то особенное, удивить всех. Тогда повсеместно писались лозунги с цитатами Ле нина. Ленин, Ленин, Ленин... Она же выискивала цитаты писате- лей-классиков, мыслителей на ту же тему, но со свежим звучанием слова. И всегда шла на работу, как на праздник. А тут перестройка загремела, в которой наглядная агитация стала не нужна. Партийные ра ботники нервничали, и ей стран но было, казалось, завод только и держался на КПСС. Раньше по утрам секретарь парткома с це лой командой сотрудников при ходил к художникам, расспра шивая о стенгазетах, показате лях, лозунгах, социалистических обязательствах, соревновани я х . И вдруг объявлено, что те перь заводу это не нужно, а все должности художников практи чески сокращены, но ее в штате оставили. И вздохнула вольно Любовь Буздуган, появилась масса сво бодного времени. Загрунтовала все щиты с лозунгами и приня лась на них картины писать. На чалась совершенно новая, твор ческая жизнь. Уже не лозунгами оформляла она заводские поме щения, а картинами. Представи тели заводских кабинетов вста вали к ней в очередь. Любовь Николаевна вспоми нает, как однажды ждали ино странных гостей и к ней в ма стерскую сам директор завода пожаловал, сказал, что должна она запущенный клуб судовер фи оформить, чтоб не краснеть ему перед гостями. Любовь Ни колаевна спросила: «А что пи- сать-то?» Ответил — что хочешь, лишь бы было красиво. К тому времени у нее все большие щиты были уже расписаны пейзажами, вот и призналась в этом директо ру. Он удивился: «Какие карти ны? Приду в обед с главным ин женером, чтоб приготовила, лич но все просмотрю». И она потрясла их. У нее ока залось около двадцати картин по полтора метра. Директор спро сил, когда успела все это напи сать. Любовь Николаевна скром но ответила: «Так я ведь рабо таю». И он тут же скомандовал все картины в рамки оформить и украсить ими клуб, добавив: «Пока я здесь, Вас не тронет ни кто. Работайте». А еще дал разре шение брать на складе все, что ей для работы потребуется: холсты, рамки, кисти, к р а с к и . За корот кий срок она оформила все ка бинеты управления завода. Да и директор частенько заглядывал к ней: то одну картину для ино странцев в подарок выберет, то другую. Так очень много ее кар тин за границу и ушли: во Фран цию, Италию, Норвегию, Шве цию, Канаду, Финляндию... Да еще идущие в «загранку» моряки то один, то другой пейзаж зака зывали. На работу она приезжала ранним утром с шестичасовым автобусом, а уезжала поздним вечером с автобусом последним, да спешила, чтоб только не опо здать, так ей работать нравилось. У меня возник естественный вопрос, а с кем же оставался сын. С мужем? Но он у нее частень ко в дальние рейсы уезжал, ра ботая водителем. Любовь Нико лаевна призналась: «Да бабулю я взяла, что через коридор жила, за сыном смотреть. Она песенница, много Гене пела, а потом он под рос, самостоятельным стал». Первая персональная выстав ка Любови Николаевны состоя лась в клубе «Судоремонтник» в рамках презентации судоре монтного завода №1. Положи тельные отзывы воодушевили ее на дальнейшее творчество. Она вдруг осознала, что работы ее востребованы, мурманчане при обретали их с радостью в свои частные коллекции. Правда, ра бота со временем на заводе ста ла тяготить: лучшие картины, не успевали краски подсохнуть, ру ководством тут же забирались, да и года были уже не те, чтобы работать по 12-14 часов в сут ки, и, заработав пенсию, с заво да ушла. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz