Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

Исторические даты с невыявленными месяцем и числом 550 лет назад (1466) в новгород­ ских летописях впервые упоми­ наются русские селения на Тер­ ском берегу — Умба и Варзуга. Ушаков И. Ф. Варзуга. Умба / И. Ф. Ушаков / / Кольский Север в досоветское время: ист. — крае­ вед. слов. — Мурманск, 2001. — С. 36, 278. Варзуга: материалы р е ги о ­ нальной научно-богословской историко-краеведческой конфе­ ренции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митро­ фана (Баданина)]. — Мурманск; Санкт-Петербург, 2010. — 301, [2] с.: цв. ил., карты, портр. 525 лет назад (1491) в селе Варзуга освящена Никольская церковь, первый православный храм на Кольском Севере, построенный монахами Соловецкого мона­ стыря. Ушаков И. Ф. Никольская цер­ ковь / И. Ф. Ушаков // Кольский Север в досоветское время: исто­ рико-краеведческий словарь. — Мурманск, 2001. — С. 171. Брицкая Т. Первый храм — на костях мучеников: археологи нашли древнейшую церковь Коль­ ского полуострова / Т. Брицкая; фот. А. Микулина // Мурманский вестник. — 2013. — 7 ноября. Митрофан (Баданин). Первая церковь на Кольском полуострове /Митрофан (Баданин) / /Миссио­ нерская православная газета. — 2013. — № 3-4 (апрель). — С. 11: фот. 490 лет назад (1526) началась хри­ стианизация саамов Кольского полуострова. Выполнить эту задачу изъявили готовность соловецкий монах Феодорит и выходец из Новгорода отшель­ ник Трифон. Первой приняла православие «лешая лопь», для которой близ устья реки Нивы была сооружена небольшая цер­ ковь. При ней немного позднее появились монашеская обитель и село Кандалакша. Ушаков И. Ф. Вовлечение саа­ мов в систему феодализма / И. Ф. Ушаков // Избранные про­ изведения. — Мурманск, 1997. — Т. 1. — С. 58-63. Митрофан (Баданин). Бла­ женный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : ист. материалы к прославлению и написанию жития / Иеромонах Митрофан (Баданин); [Вступ. ст. И.Ф. Ушакова]. — Мурманск, 2002. — 141,[2] с.: ил. Котляренко П. Е. Православие и шаманизм кольских саамов / П. Е. Котляренко // Православ­ ная газета. — 2006. — №7. — С. 8. 460 лет назад (1556) выдана Жало­ ванная грамота царем Иваном Грозным Печенгскому мона­ стырю, наделявшая монастырь землями вплоть до р. Нявдомы (Нейден) и утверждавшая права России на Варангерские земли. Лопари, жившие в погостах Мотовском, Лицком, Урском, Пазрецком, Печенгском и Няв- денском, сделались, как пишет B. Р. Гулевич, «крепостными, или крестьянами Печенгской обители .» Гулевич В. Р. Русская Л ап ­ ландия и её промыслы / В. Р. Гу­ левич. — Архангельск, 1891. — C. 6-8, 78. Андреев А.И. О подложности жалованной грамоты Печенгско- му монастырю 1556 г. //Рус. ист. ж-л. —1920. —Кн. 6. —С. 132-157. Благова Н. Г. Структура и лексика царских грамот мона­ стырям Кольского уезда XVI- XVIII вв. / Н. Г. Благова // VIII Масловские чтения: сборник научных статей. — Мурманск, 2010. — Ч. 2. — С. 21-25. 335 лет назад (1681-1684) началось строительство выдающегося па­ мятника северного деревянного зодчества 19-главого Воскре­ сенского собора в Коле из трёх соединенных церквей. Крест главного купола возвышался над землей на 37 метров. Согласно старинному описанию, в храме имелось 20 окон, «царские две­ ри резные и вызолоченные» и проч. Сгорел в результате почти непрерывного 20-часового ар­ тиллерийского обстрела города англичанами 11-12 августа 1854 г. наряду со старинным острогом, присутственными учреждения­ ми и жилыми домами. Описи церковного имущества Кольского Печенгского мона­ стыря и Воскресенского собора города Колы XVIII — середины XIX веков / Ком. по развитию ин- форм. технологий и связи Мурм. обл., Гос. обл. казен. Учреждение «Гос. арх. Мурм. обл.» / редкол.: B. А. Новиков (рук.), П. В. Федоров (науч. ред.) [и др.; сост. и авт. ст.]: Д. А. Ермолаев, С. А. Нико­ нов. — Мурманск: Государствен­ ный архив Мурманской области, 2013. — С. 76-343: ил. Сорокажердьев В. В. Кольский острог — город Кола: страницы истории, 1517-2010 / В. В. Со- рокажердьев. — Кола, 2010. — C. 75-82: ил. Ополовников А. В. Дерево и гармония. Образы древнерусского деревянного зодчества / Ополов- ников А. В., Ополовникова Е. А. — Москва, 1998. — С. 107-113. 215 лет на зад (1801) освящена церковь Иоанна Предтечи в селе Кандалакша в честь Рождества Иоанна Предтечи (начало строи­ тельства — 1786 г.). Отличалась нетипичной для Поморья архи­ тектурой: четырехъярусной пи- рамидальностью, чередованием восьмигранников с четверика­ ми, оригинальными настенны­ ми росписями в простонарод­ ном стиле. Церковь закрыта в 1940 г. в ходе антирелигиозных кампаний; новое здание возведе­ но недалеко от прежнего в 2005 г. Конева В. И. История Кан­ далакшской церкви Рождества Иоанна Предтечи / В. И. Конева // Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие: материалы региональной научно-богослов­ ской конференции: первые Фео- доритовские чтения, г. Канда­ лакша, 30 августа 2006 г. / [под ред. иеромонаха Митрофана (Баданина)]. — СПб., 2007. — С. 84-101. Ушаков И. Ф. Иоанно-Предте- ченская церковь / И. Ф. Ушаков // Кольский Север в досоветское время: историко-краеведческий словарь. — Мурманск, 2001. — С. 87. Лоскутов Д. Историческая справка о приходе храма Рожде­ ства Иоанна Предтечи в Канда­ лакше / Д. Лоскутов // Вечерняя Кандалакша. — 2007. — 28 мар­ та. —С. 2. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz