Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

Робят кормлю картошкой ворованной, сама — чай чужой...» [2. С.70]. Вот потому и украдкой молится иконке в углу. Удалось-таки Сусанне раздобыть восьминку чая. А рядом — другое горе: у бригадира ненцев- оленеводов умирает от голода новорождённый ре­ бёнок (в доме нет ни молока, ни чая). Оленевод ре­ шается на отчаянный поступок: забивает оленя из колхозного стада, чтобы обменять четвертину мяса на чай для жены. Сусанна — перед выбором: своя жизнь (испить чаю и подняться на ноги: «Те­ перь поднимусь... Поднимусь! Без чаю-то я и мо­ лодкой лёживала, бывало это со мной... А с ча- ем-то!») — и жизнь чужого ребёнка, да еще и го­ лодные всхлипывания на печке младшей девочки, тихо-тихо просившей: «Мясо... Красненькое!.. Ка­ пельку... Капельку...» [2. С.79]. Сострадание чужой беде и готовность горь­ ко плачущей старшей девочки отказаться от тако­ го желанного кусочка оленины (её отчаянный крик «Бабушка!.. Бабушка!.. Не меняй, бабушка! Не ме­ няй. Не надо. Родненькая!..» ради того, чтобы жила бабушка) — в этом проявляется душевная чистота героев рассказа, готовность к самопожертвованию ради других, свойство русской души. Последнее, что слышит Сусанна, — это «жалостливые слова, и ей от них вроде даже полегче стало». Умирает Су­ санна Карушкова, так и не дождавшись своего сына Пашеньку, со счастливой мыслью о том, что «не зря она перину вытащить из-под себя велела. Метила — хоть кому-нибудь сгодится, а вышло — сыну род­ ному». [2. С.80]. Долгим было возвращение Павла в родной дом после смерти матери. Не бросил он чужих детей, «уехал насовсем вместе с детьми-переселенцами» неизвестно куда. Но осталась о нем память — ма­ ленький сын Поликарп Павлыч, Карушко, родив­ шийся у Устиньи «о майских праздниках» (рассказ «Верность»). Продолжается род Сусанны, мечтав­ шей понянчить внуков... «Для того чтобы земной век остался в тысяче­ летиях, достаточно одного человека и его подвига, если этот человек и подвиг достойны того, чтобы их помнили. Будут помнить его, и Родина его будет жить, и дело его будет жить», — утверждает В.Мас- лов в последнем интервью [1. С.55] Простая деревенская женщина Сусанна Каруш- кова, смысл жизни которой состоял в неустанном труде, заботе о ближних и стремлении сохранить семейные ценности, останется в памяти односель­ чан потому, что ее судьба неотделима от народной, а ее духовность и есть воплощение лучших черт ис­ тинного русского характера. «Для В.С.Маслова семья, род, родина нераздели­ мы, «нерасторжимая связь времён «создаёт нацию, культурно-историческую целостность. Без этого невозможны ни государство, ни устроение обще­ ства, Родины» [5. С.94]. В исповеди «На костре моего греха» Виталий Се­ мёнович пишет: «Помня обо всём плохом и хоро­ шем, надо подчёркивать хорошее, учить гордить­ ся этим хорошим и делать всё приемлемое духов­ но для нашего духовного пробуждения, очище­ ния и возрождения... Надо любой ценой хотя бы чуть-чуть подшевелить в нашей национальной па­ мяти светлую сторону, с этого начинается возврат, национального самосознания, в этом — спасение Руси» [3. С.24]. Литература 1. Ермолаев Д.А. Незнакомый Маслов. Последнее интервью. На­ ука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журн. —Мурманск: Кн. изд-во,1966. — (Духовная практика;т.5). — №6(33): Гра­ жданин и подвижник Севера. Памяти В.С.Маслова. —2002. 2. Маслов B.C. Крень: Повести и рассказы. Восьминка (рас­ сказ). —М.: Современник, 1983. 3. Маслов Виталий. На костре моего греха. Проповеди и испо­ веди. / Площадь Первоучителей. —Мурманск. —2000. —№2. 4. Маслов В. Стихи. За синью моря в дымке золотой. Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журн. — Мурманск: Кн. изд-во, 1966. — (Духовная практика; т.5). №6 (33): Гражда­ нин и подвижник Севера. Памяти В.С.Маслова. —2002. 5. Пантелеева JI.T.; Воспитание книгой. Литературное крае­ ведение в школьном изучении. Пособие для учителя. Мур­ манск, 1992. 6. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного оча­ га. — Мурманск: Мурманский государственный педагоги­ ческий институт, 1993. 7. Синицын В.. Жизнь по совести. Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журн. — Мурманск: Кн. изд-во, 1966. — (Ду­ ховная практика; т.5). №6 (33): Гражданин и подвижник Се­ вера. Памяти В.С.Маслова. —2002, с.43. 8. Тимофеев В.. О творчестве Виталия Маслова. Площадь Пер­ воучителей: Альманах, №2, 2002 г. Наука и бизнес на Мур­ мане: Науч.-практ. журн. —Мурманск: Кн. изд-во, 1966. — (Духовная практика; т.5). №6 (33): Гражданин и подвижник Севера. Памяти В.С.Маслова. —2002,с.5. 9. Шукшин В. Нравственность есть правда. —М.: Современ­ ник, 1979. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz