Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).
Робят кормлю картошкой ворованной, сама — чай чужой...» [2. С.70]. Вот потому и украдкой молится иконке в углу. Удалось-таки Сусанне раздобыть восьминку чая. А рядом — другое горе: у бригадира ненцев- оленеводов умирает от голода новорождённый ре бёнок (в доме нет ни молока, ни чая). Оленевод ре шается на отчаянный поступок: забивает оленя из колхозного стада, чтобы обменять четвертину мяса на чай для жены. Сусанна — перед выбором: своя жизнь (испить чаю и подняться на ноги: «Те перь поднимусь... Поднимусь! Без чаю-то я и мо лодкой лёживала, бывало это со мной... А с ча- ем-то!») — и жизнь чужого ребёнка, да еще и го лодные всхлипывания на печке младшей девочки, тихо-тихо просившей: «Мясо... Красненькое!.. Ка пельку... Капельку...» [2. С.79]. Сострадание чужой беде и готовность горь ко плачущей старшей девочки отказаться от тако го желанного кусочка оленины (её отчаянный крик «Бабушка!.. Бабушка!.. Не меняй, бабушка! Не ме няй. Не надо. Родненькая!..» ради того, чтобы жила бабушка) — в этом проявляется душевная чистота героев рассказа, готовность к самопожертвованию ради других, свойство русской души. Последнее, что слышит Сусанна, — это «жалостливые слова, и ей от них вроде даже полегче стало». Умирает Су санна Карушкова, так и не дождавшись своего сына Пашеньку, со счастливой мыслью о том, что «не зря она перину вытащить из-под себя велела. Метила — хоть кому-нибудь сгодится, а вышло — сыну род ному». [2. С.80]. Долгим было возвращение Павла в родной дом после смерти матери. Не бросил он чужих детей, «уехал насовсем вместе с детьми-переселенцами» неизвестно куда. Но осталась о нем память — ма ленький сын Поликарп Павлыч, Карушко, родив шийся у Устиньи «о майских праздниках» (рассказ «Верность»). Продолжается род Сусанны, мечтав шей понянчить внуков... «Для того чтобы земной век остался в тысяче летиях, достаточно одного человека и его подвига, если этот человек и подвиг достойны того, чтобы их помнили. Будут помнить его, и Родина его будет жить, и дело его будет жить», — утверждает В.Мас- лов в последнем интервью [1. С.55] Простая деревенская женщина Сусанна Каруш- кова, смысл жизни которой состоял в неустанном труде, заботе о ближних и стремлении сохранить семейные ценности, останется в памяти односель чан потому, что ее судьба неотделима от народной, а ее духовность и есть воплощение лучших черт ис тинного русского характера. «Для В.С.Маслова семья, род, родина нераздели мы, «нерасторжимая связь времён «создаёт нацию, культурно-историческую целостность. Без этого невозможны ни государство, ни устроение обще ства, Родины» [5. С.94]. В исповеди «На костре моего греха» Виталий Се мёнович пишет: «Помня обо всём плохом и хоро шем, надо подчёркивать хорошее, учить гордить ся этим хорошим и делать всё приемлемое духов но для нашего духовного пробуждения, очище ния и возрождения... Надо любой ценой хотя бы чуть-чуть подшевелить в нашей национальной па мяти светлую сторону, с этого начинается возврат, национального самосознания, в этом — спасение Руси» [3. С.24]. Литература 1. Ермолаев Д.А. Незнакомый Маслов. Последнее интервью. На ука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журн. —Мурманск: Кн. изд-во,1966. — (Духовная практика;т.5). — №6(33): Гра жданин и подвижник Севера. Памяти В.С.Маслова. —2002. 2. Маслов B.C. Крень: Повести и рассказы. Восьминка (рас сказ). —М.: Современник, 1983. 3. Маслов Виталий. На костре моего греха. Проповеди и испо веди. / Площадь Первоучителей. —Мурманск. —2000. —№2. 4. Маслов В. Стихи. За синью моря в дымке золотой. Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журн. — Мурманск: Кн. изд-во, 1966. — (Духовная практика; т.5). №6 (33): Гражда нин и подвижник Севера. Памяти В.С.Маслова. —2002. 5. Пантелеева JI.T.; Воспитание книгой. Литературное крае ведение в школьном изучении. Пособие для учителя. Мур манск, 1992. 6. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного оча га. — Мурманск: Мурманский государственный педагоги ческий институт, 1993. 7. Синицын В.. Жизнь по совести. Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журн. — Мурманск: Кн. изд-во, 1966. — (Ду ховная практика; т.5). №6 (33): Гражданин и подвижник Се вера. Памяти В.С.Маслова. —2002, с.43. 8. Тимофеев В.. О творчестве Виталия Маслова. Площадь Пер воучителей: Альманах, №2, 2002 г. Наука и бизнес на Мур мане: Науч.-практ. журн. —Мурманск: Кн. изд-во, 1966. — (Духовная практика; т.5). №6 (33): Гражданин и подвижник Севера. Памяти В.С.Маслова. —2002,с.5. 9. Шукшин В. Нравственность есть правда. —М.: Современ ник, 1979. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz