Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).
Маслова Валентина Устиновна — хранительница творческого наследия писателя Виталия Семеновича Маслова. Рыжова Татьяна Васильевна — учитель русского языка и литературы. Русский национальный характер в рассказе В.С. Маслова «Восьминка» Российское радио совместно с Институтом эт нологии осуществляют проект «Русский человек в XXI веке» и обращаются к слушателям с вопросом: «Что такое русский человек сегодня?» Ответы раз ные: нежадный, добрый, хорошо говорящий на рус ском языке... Отмечают и православие как особен ность характера русского человека. При этом под понятием «православный русский человек» под разумевают такие качества, как патриотизм, мило сердие, жертвенность, великодушие, терпение, лю бовь — вечные ценности. «Русский народ, — писал В.М. Шукшин, — за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, со вестливость, доброту» [9. С.345-346] На протяжении веков писатели пытались и пы таются постичь сущность «загадочной русской души». Об этом размышляет и В.С. Маслов: ...В море много времени, чтоб думать. Без каждодневной суеты и шума. Степенней мысль, проверенней слова. Что мы собой? Отпетые сердца?.. [4. С.35]. Духовные истоки нравственной чистоты, ис тинной веры многие из русских литераторов виде ли в человеке деревенской «глубинки». В.С. Маслов на вопрос, почему он, отдавший суровой морской профессии более двадцати лет, пишет в основном о деревне, ответил, что его волнует судьба Русско го Севера, сохранение национальных культурных и духовных ценностей, «малой родины» простого русского помора. «Ни Антарктида, ни космос, ни полюс не опреде ляют в последние десятилетия жизни нашего наро да. А я считал и считаю, что писатель должен гово рить о главном, определяющем, о чём больше всего душа болит, — душе не прикажешь... Обо всём пи сать можно, нет тем запретных. Другое дело: как об этом сказать. Главное, наша литература она потому и особая литература была, что выводила взгляд чи тателей к Небу. Всегда. Соединяла Небо с землёй, с душой человека» [1. С.53]. Собрат по перу поэт В.Л. Тимофеев так отзывает ся о творчестве Виталия Семёновича: «...Как писа тель Маслов творчеством более тридцати лет иссле довал и воссоздавал судьбу Поморья, более того — он всё внимание сосредоточил на духовном опыте всего почти одной деревушки, по сути, оживляя и лелея родные ему малые народные корни для того, чтобы через них не только показать душу России, но ещё и конкретно помочь ей устоять в буре два дцатого века» [8. С.5]. В очерке-воспоминании «Жизнь по совести» В.В. Синицын писал о «генах беспокойства у Мас лова за судьбу России, за сохранение её духовности и культуры»: «В нашем народе сила духа выше брю ха. Не бытие определяет сознание, а сознание опре деляет бытие, — утверждал В.Маслов. — Бери каж дого, любого земляка, и пиши. Наплачешься над каждым — есть над чем, и возрадуешься — есть чему. И над каждым, в душу и в жизнь его загляды вая, сам воскресаешь» [7. С. 43]. Наиболее полно черты национального характе ра присущи одной из центральных героинь расска зов В. Маслова — Сусанне Карушковой. Не случай но рассказ «Восьминка» включен в школьную про грамму по литературе. Героиня рассказа — простая русская женщина, на долю которой выпали все тяготы жизни. «Жен щина — наш исток, мать, и близостью к её внутрен нему миру высвечивается духовная сущность её де тей» [6. С.85]; Вся история страны прошла через её судьбу. Су санна, как характеризует ее автор, — «не темная, не забитая, а труженица». В самое «заветное время для поморов» (первые мартовские дни, когда весь люд уходил на шестимесячный промысел трески й палтуса), все заботы по дому брала на себя женщи 54 Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz