Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

Накануне путешествия Мас­ лов просил меня подготовить выставку работ учеников шко­ лы искусств, которую бы мы мог­ ли развернуть в стенах издатель­ ства, но времени на это не оста­ валось, и тогда, мы просто пода­ рили ее издательству. ...Для поездки по святым ме­ стам Греции в 1999 году Вита­ лию Семеновичу нужно было со­ ставить особое письмо, которое он собирался везти туда вместе с лучшими композициями уче­ ников нашей школы, и просил меня написать его под старину, в виде свитка. Это было «Послание к Фессалоникийцам». На как бы состаренной бумаге, славянским шрифтом я писала о сотрудни­ честве и взаимодействии в сбли­ жении культур и народов, о глу­ боком уважении Родины свя­ тых равноапостольных Кирил­ ла и Мефодия, об открытии им в Мурманске первого в России памятника. Письмо начиналось эпиграфом «От вас бо промчеся слово Господне...», взятым из по­ слания апостола Павла. Писание было и сложным, и очень инте­ ресным делом: выводить буков­ ки старославянским шрифтом, будто бы вступая в некий диа­ лог с древностью. Первый черно­ вой экземпляр письма до сих пор висит в кабинете истории изо­ бразительного искусства в нашей школе. Нет сомнений, что текст был составлен самим Виталием Семеновичем. ...Состоялось и еще одно, па­ мятное путешествие с Витали­ ем Семеновичем — на Соловки в 1995 году, которое было по-осо­ бенному прочувствовано многи­ ми. В составе группы находились журналисты, писатели, препо­ даватели, ученики, воспитанни­ ки Мурманской области. От на­ шего города плыли Наталья Пав­ ловна Журавкова с учениками, Валентина Алексеевна Ермолен­ ко, Ольга Святославна Теренть­ ева и я. На поезде мы добрались до Беломорска и дальше по Бело­ му морю «шли» на катере. Путь плотной завесой застилал туман. И когда на исходе четвертого часа на горизонте он вдруг рассеялся, нас захлестнуло восторгом виде­ ние — остров, огражденный кре­ постными стенами со множе­ ством куполов, над которым бо­ жественным нимбом сияла ог­ ромная радуга! Чудо! По территории Соловецко­ го историко-архитектурного му­ зея-заповедника нас провела де- вушка-трудница, она же и экс­ курсовод. Величественные кар­ тины разворачивались перед нами. Громада Преображенского собора представилась монахом- воином, стоящим на страже мо­ настыря, выдержавшим не одно сражение; могучие стены крепо­ сти — его доспехами, а множе­ ство башен и строений — оружи­ ем защиты. С особым чувством поклонились мы надгробию про ­ светителя саамов (лопарей) свя­ тому преподобному Феодориту Кольскому. В «святая святых» — надврат- ной церкви Благовещения Пре­ святой Богородицы с мощами Соловецких чудотворцев Гер­ мана, Зосимы и Савватия шла служба, и мы завороженно слу­ шали пение мужского хора, осто­ рожно подходили к ракам, стави­ ли свечи. Это навсегда запало в сердце! Прочитав патерик соловецко­ го монастыря, я была ошеломле­ на красотой высокого духа север­ ных святых, ступавших по этой земле, и преобразивших ее сво­ ими благочестивыми делами и молитвами. Еще одна встреча с В.С.Масло- вым произошла в 1998 году, ко­ гда по его приглашению я высту­ пала с докладом «Итоги участия школы искусств Мончегорска в конкурсе «Храмы России» в Цен­ тральной библиотеке города Мон­ чегорска на семинаре «Возрожде­ ние Славянской письменности». После выступления, на память о нашем совместном путешествии, я подарила Виталию Семенови­ чу небольшой рисунок-триптих с изображением Соловецкого мо­ настыря, радугой над ним и ма­ ленькой лодочкой с монахами. Слева — фигура старца со све­ чой. Справа — фигурка девушки в длинной юбке и платочке на го­ лове — нашего экскурсовода. Этот дар лишь маленькая то­ лика моего уважения, любви и благодарности Виталию Семе­ новичу. Общение с ним и общие дела, поездки — были важны для нас, преподавателей школы ис­ кусств им. Воробья, накоплением особого духовно-нравственно­ го опыта, неким духовным вос­ хождением к истокам нашей Рус­ ской Православной культуры. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz