Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).
Накануне путешествия Мас лов просил меня подготовить выставку работ учеников шко лы искусств, которую бы мы мог ли развернуть в стенах издатель ства, но времени на это не оста валось, и тогда, мы просто пода рили ее издательству. ...Для поездки по святым ме стам Греции в 1999 году Вита лию Семеновичу нужно было со ставить особое письмо, которое он собирался везти туда вместе с лучшими композициями уче ников нашей школы, и просил меня написать его под старину, в виде свитка. Это было «Послание к Фессалоникийцам». На как бы состаренной бумаге, славянским шрифтом я писала о сотрудни честве и взаимодействии в сбли жении культур и народов, о глу боком уважении Родины свя тых равноапостольных Кирил ла и Мефодия, об открытии им в Мурманске первого в России памятника. Письмо начиналось эпиграфом «От вас бо промчеся слово Господне...», взятым из по слания апостола Павла. Писание было и сложным, и очень инте ресным делом: выводить буков ки старославянским шрифтом, будто бы вступая в некий диа лог с древностью. Первый черно вой экземпляр письма до сих пор висит в кабинете истории изо бразительного искусства в нашей школе. Нет сомнений, что текст был составлен самим Виталием Семеновичем. ...Состоялось и еще одно, па мятное путешествие с Витали ем Семеновичем — на Соловки в 1995 году, которое было по-осо бенному прочувствовано многи ми. В составе группы находились журналисты, писатели, препо даватели, ученики, воспитанни ки Мурманской области. От на шего города плыли Наталья Пав ловна Журавкова с учениками, Валентина Алексеевна Ермолен ко, Ольга Святославна Теренть ева и я. На поезде мы добрались до Беломорска и дальше по Бело му морю «шли» на катере. Путь плотной завесой застилал туман. И когда на исходе четвертого часа на горизонте он вдруг рассеялся, нас захлестнуло восторгом виде ние — остров, огражденный кре постными стенами со множе ством куполов, над которым бо жественным нимбом сияла ог ромная радуга! Чудо! По территории Соловецко го историко-архитектурного му зея-заповедника нас провела де- вушка-трудница, она же и экс курсовод. Величественные кар тины разворачивались перед нами. Громада Преображенского собора представилась монахом- воином, стоящим на страже мо настыря, выдержавшим не одно сражение; могучие стены крепо сти — его доспехами, а множе ство башен и строений — оружи ем защиты. С особым чувством поклонились мы надгробию про светителя саамов (лопарей) свя тому преподобному Феодориту Кольскому. В «святая святых» — надврат- ной церкви Благовещения Пре святой Богородицы с мощами Соловецких чудотворцев Гер мана, Зосимы и Савватия шла служба, и мы завороженно слу шали пение мужского хора, осто рожно подходили к ракам, стави ли свечи. Это навсегда запало в сердце! Прочитав патерик соловецко го монастыря, я была ошеломле на красотой высокого духа север ных святых, ступавших по этой земле, и преобразивших ее сво ими благочестивыми делами и молитвами. Еще одна встреча с В.С.Масло- вым произошла в 1998 году, ко гда по его приглашению я высту пала с докладом «Итоги участия школы искусств Мончегорска в конкурсе «Храмы России» в Цен тральной библиотеке города Мон чегорска на семинаре «Возрожде ние Славянской письменности». После выступления, на память о нашем совместном путешествии, я подарила Виталию Семенови чу небольшой рисунок-триптих с изображением Соловецкого мо настыря, радугой над ним и ма ленькой лодочкой с монахами. Слева — фигура старца со све чой. Справа — фигурка девушки в длинной юбке и платочке на го лове — нашего экскурсовода. Этот дар лишь маленькая то лика моего уважения, любви и благодарности Виталию Семе новичу. Общение с ним и общие дела, поездки — были важны для нас, преподавателей школы ис кусств им. Воробья, накоплением особого духовно-нравственно го опыта, неким духовным вос хождением к истокам нашей Рус ской Православной культуры. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz