Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

ствующий, хотя и не получил пока официального статуса. Со­ здала и открыла музей в сентябре 2008-го вдова писателя Валентина Устиновна Маслова. А мурманча­ не, участники «Славянского по­ морского хода» установили мемо­ риальную доску, а настоятель Ме­ зенского Никольского храма отец Алексий успел освятить его. Отец писателя Семен Виссарио­ нович, крестьянского замеса чело­ век, работящий, обаятельный, ум­ ный, начитанный, работал лоцма­ ном в Мезенском порту; зимой на промыслы ходил. Мать Алексан­ дра Никифоровна домохозяйкой шестерых детей поднимала... Отсюда, после начальной шко­ лы, из всех ребят-одноклассников он поехал учиться дальше — в Ка­ менку, один. И с чувством вины вспоминал потом: «Они, вместо пятого класса, пошли на нава­ гу в Чижу. Пешня выше их, чтоб не утопить её, петельку от пеш­ ни — на шею. С наваги — на се­ лёдку, с селёдки — на поплавень (за сёмгой); да надо ещё сенокос мимо рта не провести. А заработ­ к и . Кто не хочет забыть, тот по­ мнит. В лучшем случае, за еду ра­ б о т а л и . Долг мой перед этими ребятами никогда не отработаю, так же, как никогда не смогу из­ менить той правде, через которую они п р ош л и .» Героями всех его трагиче­ ских рассказов и драматических книг, станут те ребята, их родите­ ли, деды со старухами — семжа- не и мезенцы разных лет, поколе­ ний, времён. Он остался верен им, хранитель памяти предков своих, знаток, ценитель и мастер родно­ го языка... В 1960-е годы административ­ ная единица Сёмжа была плано­ мерно ликвидирована, как «не­ перспективная». Как Крутая Дресва в его книге «Крень»: «... Брошены избы, ни лавки продук­ товой, ни т ел ефон а . Но снится дресвянам родная деревня. Тя­ нет родная земля мужиков: бра­ ги дресвянской ковшик выпить да навагой похрустеть!» Сколькие тогда плакали, но — смирялись. А на Маслова это «решение пар­ тии» как коса — на камень. Один в поле — тоже воин, если соберёт вкруг себя рать! Тайно, подпольно — «а так ведь теперь всё хорошее делается!» — создавал он с земляками Дом па­ мяти. А по тем временам — на­ стоящий Храм, только без маков­ ки, креста и колокольни — во имя всех, святых для него, односель­ чан, сгинувших в войнах ХХ века, их вдов и матерей, выплакавших глаза в ожиданиях... В летние месяцы вместе с по­ мощниками, а их до сотни набра­ лось в те годы, он приводил в по­ рядок старое пожарное депо: меня­ ли крышу, собирали предметы по­ морского быта, орудия промысла, старинные иконы и книги. С по­ мощью отца и старых фотографий он восстанавливал имена забы­ тых жителей, создавал их родосло­ вия и затем печатал в Мурманской типографии. Имена, фотографии, документы . А над ними, по всей бревенчатой стене, под самым по­ толком — как в небесах — пронзи­ тельно и сердечно: «Вы ушли мо­ лодыми в Ваше вечное плавание. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz