Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).
ствующий, хотя и не получил пока официального статуса. Со здала и открыла музей в сентябре 2008-го вдова писателя Валентина Устиновна Маслова. А мурманча не, участники «Славянского по морского хода» установили мемо риальную доску, а настоятель Ме зенского Никольского храма отец Алексий успел освятить его. Отец писателя Семен Виссарио нович, крестьянского замеса чело век, работящий, обаятельный, ум ный, начитанный, работал лоцма ном в Мезенском порту; зимой на промыслы ходил. Мать Алексан дра Никифоровна домохозяйкой шестерых детей поднимала... Отсюда, после начальной шко лы, из всех ребят-одноклассников он поехал учиться дальше — в Ка менку, один. И с чувством вины вспоминал потом: «Они, вместо пятого класса, пошли на нава гу в Чижу. Пешня выше их, чтоб не утопить её, петельку от пеш ни — на шею. С наваги — на се лёдку, с селёдки — на поплавень (за сёмгой); да надо ещё сенокос мимо рта не провести. А заработ к и . Кто не хочет забыть, тот по мнит. В лучшем случае, за еду ра б о т а л и . Долг мой перед этими ребятами никогда не отработаю, так же, как никогда не смогу из менить той правде, через которую они п р ош л и .» Героями всех его трагиче ских рассказов и драматических книг, станут те ребята, их родите ли, деды со старухами — семжа- не и мезенцы разных лет, поколе ний, времён. Он остался верен им, хранитель памяти предков своих, знаток, ценитель и мастер родно го языка... В 1960-е годы административ ная единица Сёмжа была плано мерно ликвидирована, как «не перспективная». Как Крутая Дресва в его книге «Крень»: «... Брошены избы, ни лавки продук товой, ни т ел ефон а . Но снится дресвянам родная деревня. Тя нет родная земля мужиков: бра ги дресвянской ковшик выпить да навагой похрустеть!» Сколькие тогда плакали, но — смирялись. А на Маслова это «решение пар тии» как коса — на камень. Один в поле — тоже воин, если соберёт вкруг себя рать! Тайно, подпольно — «а так ведь теперь всё хорошее делается!» — создавал он с земляками Дом па мяти. А по тем временам — на стоящий Храм, только без маков ки, креста и колокольни — во имя всех, святых для него, односель чан, сгинувших в войнах ХХ века, их вдов и матерей, выплакавших глаза в ожиданиях... В летние месяцы вместе с по мощниками, а их до сотни набра лось в те годы, он приводил в по рядок старое пожарное депо: меня ли крышу, собирали предметы по морского быта, орудия промысла, старинные иконы и книги. С по мощью отца и старых фотографий он восстанавливал имена забы тых жителей, создавал их родосло вия и затем печатал в Мурманской типографии. Имена, фотографии, документы . А над ними, по всей бревенчатой стене, под самым по толком — как в небесах — пронзи тельно и сердечно: «Вы ушли мо лодыми в Ваше вечное плавание. Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz