Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

Петрозаводск, где его принима­ ли, устраивали на постой, орга­ низовывали выступления, а пе­ трозаводского барда принимал Череповец. Быстро совершенствующаяся звукозаписывающая аппаратура позволяла быстро и сравнитель­ но недорого записывать сначала магнитофонные кассеты, а затем и диски. Вскоре часть авторов- исполнителей отделилась, спе­ циализируясь на шансоне (как правило, песнях под фонограм­ му с незамысловатым, и неред­ ко «приблатнённым» содержани­ ем). Но зато оставшаяся часть по­ полнилась запевшими под гита­ ру профессиональными поэтами, не имеющими возможности ино­ го выхода к читателю, что значи­ тельно усилило ряды непосред­ ственно авторов-исполнителей. В конце 80-х, начале 90-х годов зрителей и слушателей постсо­ ветского пространства захлест­ нула волна блатного шансона и хохмящих под гитару сатириков- юмористов. Считалось (небезос­ новательно), что народу и так тя­ жело, и необходимо на концер­ тах не «грузить» его философией, а дать возможность расслабиться. Из репертуара «для души» в луч­ шем случае можно было услы­ шать что-нибудь слёзное, неуме­ ло зарифмованное про несчаст­ ную любовь и разлуку, типа: ...Ковыляй понемножечку, Обо мне позабудь, Зарастут мои ноженьки, Проживу как-нибудь. Не помню, кому принадлежит высказывание о том, что артист должен не опускаться до уров­ ня зала, а поднимать зал до своей высоты. В данном случае всё про­ исходило наоборот. Но потребность в «высоком и чистом» в нашем народе неистре­ бима. Он очень точно, безо вся­ ких указаний критиков, выби­ рает то, что достойно его внима­ ния и настоящей любви. Именно в эти годы, не пропагандируемое и не рекламируемое никаким об­ разом, обретает всё новых и но­ вых почитателей творчество Ни­ колая Рубцова. Издаются книги его стихов, появляются биогра­ фические исследования, откры­ ваются музеи, устанавливают­ ся памятники. Пишется множе­ ство песен на его стихи, самые известные из которых — «В гор­ нице моей светло» и «Я буду дол­ го гнать велосипед» — звучат по всей стране. Множество поклонников по­ является у Жанны Бичевской. Люди внимательно вслушивают­ ся в тихий голос иеромонаха Ро­ мана, десятки раз переписанный с кассеты на кассету... У этих ав­ торов появляются как сознатель­ ные, так и невольные подража­ тели и последователи. Возника­ ет какая-то новая песенная общ­ ность, новый жанр песни — для ума, для сердца и для души. Но эти песни не звучали ни по радио, ни с экранов телевизоров. Для постсоветских СМИ они были «неформатом». Небольшие сцены полуразваленных клубов в глубинке, читальные залы биб­ лиотек, квартиры энтузиастов- поклонников и комнаты обще­ житий собирали их слушателей. К сожалению, я не исследова­ тель песенного творчества. Да и вряд ли какой исследователь в точности установит, где, в каком церковном приходе впервые ре­ шили провести фестиваль пра­ вославной песни, какому свя­ щеннику или прихожанину при­ шла такая мысль. Но именно на этих фестивалях стали востре­ бованными такие песни — пес­ ни о Вере, Надежде, Любви. Там исполнители нашли своего слу­ шателя, который слова о любви к Богу, к Родине, к своему наро­ ду воспринимал с сочувствием и благодарностью, а не с саркасти­ ческой усмешкой на лице. В этом году по благослове­ нию митрополита Мурманского и Мончегорского Симона палом­ нический духовно-культурный просветительский центр «Под сенью Трифона» при поддерж­ ке комитета по культуре и искус­ ству Мурманской области провёл в Мурманске уже второй фести­ валь православной песни в честь и память преподобного Трифо­ на Печенгского — просветителя Кольского Севера. Второй фестиваль — это ещё совсем небольшой опыт. Но и этот опыт позволяет провести некото­ рый анализ, сравнить первый фе­ стиваль и второй, порадоваться успехам и подумать об устране­ нии досадных ошибок, спланиро­ вать дальнейшие действия. Мне кажется, что для регуляр­ ного успешного проведения на­ шего фестиваля в будущем, необ­ ходимо организовать постоянно действующий орган по подготов­ ке проведения следующего фести­ валя. Практика показала, что в ав­ ральном порядке, за два-три меся­ ца все вопросы решить успешно практически невозможно. Чем должен заниматься этот координационный центр? Во-первых — финансировани­ ем. Откуда-то, вдруг, деньги на проведение фестиваля не по­ явятся никогда. Как прошлый (2013 г.), так и нынешний фести­ валь (2015 г.) в этом отношении испытывали большие трудности. Поэтому было бы разумно орга­ низовать фонд проведения фе­ стиваля и планомерно пополнять его в течении двух лет — проме­ жутка между очередными меро­ приятиями. Надо постараться найти постоянных спонсоров фе­ стиваля, хотя это очень непросто, организовать из них какой-то по­ печительский совет. Надо учить­ ся проводить платные благотво­ рительные мероприятия, форми­ рующие этот фонд: выступления, концерты, выставки... Львиная доля расходов уходит на оплату дороги приглашённым исполнителям. Порой возника­ ют сомнения: а стоит ли пригла­ шать? Несомненно — стоит! Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz