Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).
Петрозаводск, где его принима ли, устраивали на постой, орга низовывали выступления, а пе трозаводского барда принимал Череповец. Быстро совершенствующаяся звукозаписывающая аппаратура позволяла быстро и сравнитель но недорого записывать сначала магнитофонные кассеты, а затем и диски. Вскоре часть авторов- исполнителей отделилась, спе циализируясь на шансоне (как правило, песнях под фонограм му с незамысловатым, и неред ко «приблатнённым» содержани ем). Но зато оставшаяся часть по полнилась запевшими под гита ру профессиональными поэтами, не имеющими возможности ино го выхода к читателю, что значи тельно усилило ряды непосред ственно авторов-исполнителей. В конце 80-х, начале 90-х годов зрителей и слушателей постсо ветского пространства захлест нула волна блатного шансона и хохмящих под гитару сатириков- юмористов. Считалось (небезос новательно), что народу и так тя жело, и необходимо на концер тах не «грузить» его философией, а дать возможность расслабиться. Из репертуара «для души» в луч шем случае можно было услы шать что-нибудь слёзное, неуме ло зарифмованное про несчаст ную любовь и разлуку, типа: ...Ковыляй понемножечку, Обо мне позабудь, Зарастут мои ноженьки, Проживу как-нибудь. Не помню, кому принадлежит высказывание о том, что артист должен не опускаться до уров ня зала, а поднимать зал до своей высоты. В данном случае всё про исходило наоборот. Но потребность в «высоком и чистом» в нашем народе неистре бима. Он очень точно, безо вся ких указаний критиков, выби рает то, что достойно его внима ния и настоящей любви. Именно в эти годы, не пропагандируемое и не рекламируемое никаким об разом, обретает всё новых и но вых почитателей творчество Ни колая Рубцова. Издаются книги его стихов, появляются биогра фические исследования, откры ваются музеи, устанавливают ся памятники. Пишется множе ство песен на его стихи, самые известные из которых — «В гор нице моей светло» и «Я буду дол го гнать велосипед» — звучат по всей стране. Множество поклонников по является у Жанны Бичевской. Люди внимательно вслушивают ся в тихий голос иеромонаха Ро мана, десятки раз переписанный с кассеты на кассету... У этих ав торов появляются как сознатель ные, так и невольные подража тели и последователи. Возника ет какая-то новая песенная общ ность, новый жанр песни — для ума, для сердца и для души. Но эти песни не звучали ни по радио, ни с экранов телевизоров. Для постсоветских СМИ они были «неформатом». Небольшие сцены полуразваленных клубов в глубинке, читальные залы биб лиотек, квартиры энтузиастов- поклонников и комнаты обще житий собирали их слушателей. К сожалению, я не исследова тель песенного творчества. Да и вряд ли какой исследователь в точности установит, где, в каком церковном приходе впервые ре шили провести фестиваль пра вославной песни, какому свя щеннику или прихожанину при шла такая мысль. Но именно на этих фестивалях стали востре бованными такие песни — пес ни о Вере, Надежде, Любви. Там исполнители нашли своего слу шателя, который слова о любви к Богу, к Родине, к своему наро ду воспринимал с сочувствием и благодарностью, а не с саркасти ческой усмешкой на лице. В этом году по благослове нию митрополита Мурманского и Мончегорского Симона палом нический духовно-культурный просветительский центр «Под сенью Трифона» при поддерж ке комитета по культуре и искус ству Мурманской области провёл в Мурманске уже второй фести валь православной песни в честь и память преподобного Трифо на Печенгского — просветителя Кольского Севера. Второй фестиваль — это ещё совсем небольшой опыт. Но и этот опыт позволяет провести некото рый анализ, сравнить первый фе стиваль и второй, порадоваться успехам и подумать об устране нии досадных ошибок, спланиро вать дальнейшие действия. Мне кажется, что для регуляр ного успешного проведения на шего фестиваля в будущем, необ ходимо организовать постоянно действующий орган по подготов ке проведения следующего фести валя. Практика показала, что в ав ральном порядке, за два-три меся ца все вопросы решить успешно практически невозможно. Чем должен заниматься этот координационный центр? Во-первых — финансировани ем. Откуда-то, вдруг, деньги на проведение фестиваля не по явятся никогда. Как прошлый (2013 г.), так и нынешний фести валь (2015 г.) в этом отношении испытывали большие трудности. Поэтому было бы разумно орга низовать фонд проведения фе стиваля и планомерно пополнять его в течении двух лет — проме жутка между очередными меро приятиями. Надо постараться найти постоянных спонсоров фе стиваля, хотя это очень непросто, организовать из них какой-то по печительский совет. Надо учить ся проводить платные благотво рительные мероприятия, форми рующие этот фонд: выступления, концерты, выставки... Львиная доля расходов уходит на оплату дороги приглашённым исполнителям. Порой возника ют сомнения: а стоит ли пригла шать? Несомненно — стоит! Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz