Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

писателей России, поэт, перевод­ чик и литературный критик Ни­ колай Переяслов (2008); извест­ ный поэт, бард и издатель из Пе­ тербурга Владимир Шемшученко (2009), народная артистка России Елена Сапогова (г. Саратов)... В разные годы в фестивале участвовали священник Генна­ дий Ульянич (г. Тверь), Людми­ ла Кононова (г. Вятка), Наталья Пискунова (г. СПб), Светлана Ко­ пылова (г. Москва), Ирина Лео­ нова (г. Москва), Владимир Чер­ нов (г. Москва), Борис Щеглов (г. Москва), Егор Стрельников и ан­ самбль гусляров «Живая вода» (г. Ростов Великий), Галина Пухова и Михаил Приходько (г. Москва), Елена Фролова (г. Москва), Юлия Зиганшина (г. Казань), Эльмира Галеева (г. Казань), Елена Родчен- кова (г. СПб), Станислав Бартенев (г. Москва), Михаил Кукулевич (г. Москва), Игорь Петров (г. Мо­ сква), Павел Пиковский (Ниж­ ний Новгород), фолк-дуэт «Пара Лель», актеры театра и кино Александр и Елена Михайловы, известный фольклорист Сергей Старостин и многие другие... Неоднократно участвуя в этих фестивалях как гость и член жюри, вместе с гордостью за своих земля­ ков я испытывал и какое-то горь­ кое недоумение: почему получает­ ся так, что все лучшие творческие силы Мурманска утекают и реали­ зуются в Дубне, а не у себя. Проводя параллель между Дубной (наукоград) и нашими за­ полярными Апатитами, я одно время думал, что можно было бы наладить на этой почве культур­ ные связи. Но, по всей видимо­ сти, мои попытки были слишком беспомощными и ни понимания, ни поддержки не нашли. Нет, мне никто не отказывал. Но я, к сожа­ лению, не Козлов. Одного жела­ ния мало. Нужны организатор­ ские способности, умение зажи­ гать людей своей идеей. Мне это­ го не дано. Жизнь моя сложилась так, что я и вся моя семья своей судьбой связаны с Трифонов Печенгским монастырём. Именно там в труд­ ные периоды жизни я находил духовную и материальную под­ держку. Кроме того, с отцом Сер­ гием Поливцевым, руководите­ лем отдела образования и кате­ хизации Мурманской и Монче­ горской епархии и редактором журнала «Под сенью Трифона», и матушкой Ириной Поливце- вой, руководителем Паломни­ ческого отдела и паломническо­ го духовно-культурного центра «Под сенью Трифона», председа­ телем Мурманского фонда сла­ вянской письменности и культу­ ры, познакомился ещё в их «свет­ ской» жизни, задолго до того, как они стали батюшкой и матушкой. Они, независимо от сана, одни из моих немногих близких людей, которым я и моя семья не можем не помогать по мере сил. Ежегодно просветительский центр «Под сенью Трифона» про­ водил различные мероприятия, посвященные дню памяти пре­ подобного Трифона Печенгско- го (15/28 февраля). В 2012 году ре­ шили провести мой творческий вечер в честь этого праздника. Вечер провели. Но я по приро­ де — не артист, и стоило мне это большого труда. Но не в том дело. Чтобы держать зрителя в на­ пряжении полтора часа, посто­ янно поддерживая его интерес к себе, надо обладать определён­ ным талантом, подготовкой, на­ выками. Я же просто физически не выдерживаю выступления. Буквально через полчаса начи­ наю хрипеть, горло пересыхает, из-за этого волнуюсь, путаюсь... В составе какого-то концерта прочитать несколько стихотво­ рений да спеть пару песен гораз­ до легче. И зрителю не успеваешь надоесть. Пытаясь уклониться от еже­ годного проведения таких кон­ цертов, я обратился к отцу Сер­ гию с просьбой-предложением: проводить сборный концерт. Мы стали обсуждать этот вопрос, и тут меня осенило: можно же про­ вести фестиваль! Батюшка не­ ожиданно с лёгкостью согласил­ ся. Всё-таки правильно говорят: «Лень — двигатель прогресса!» Я думал, что теперь я буду сво­ боднее: одной заботой меньше! Но ошибся. Всё равно приходит­ ся помогать в организации фе­ стиваля. И выходит, что забот в сумме получилось ещё больше, чем с персональным выступлени­ ем. Но я не жалею. Фестиваль — дело нужное. Сегодня мы говорим об упадке культуры в России. Действитель­ но, закрываются клубы, библио­ теки, музеи. Многие литератур­ ные журналы не пережили пе­ рестройки, а те, что выжили, до минимума сжали свои тиражи. Не стало серьёзной литератур­ ной критики, закрыты бесплат­ ные литературные консультации, регулярные семинары молодых литераторов тоже сохранились только в редких регионах. Газеты практически не печатают ни сти­ хов, ни рассказов. Авторская песня перенесла разрушительное воздействие пе­ рестроечных и постперестро- ечных лет с меньшими потеря­ ми. Видимо сказалось то, что КСП как явление существова­ ло в СССР на полуподпольном положении, и «легализовалось» лишь в конце 80-х. И если писа­ тели, привыкшие к чёткой орга­ низации своей деятельности под руководством Союза писателей, с началом перестройки пребыва­ ли в растерянности, то барды, на­ против, почувствовав прелесть свободы, легко и привычно соби­ рались на «квартирниках» и раз­ личных создаваемых повсемест­ но фестивалях, самоорганизовы- вались в клубы, устраивали кон­ церты авторской песни как для отдельных исполнителей, так и сборные — из нескольких авто­ ров. Возник обмен авторами-ис- полнителями между регионами. К примеру: череповецкий КСП посылал своего автора, скажем в 12 Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz