Под сенью Трифона. 2016, № 1 (8).

Крутицкий и Коломенский Юве­ налий благословил проведение фестиваля. В 2004 году Игорь пригласил меня в гости, в Дубну. Организо­ вал несколько выступлений. Мы съездили в Ярославль, к отцу Александру Смирнову, он тогда руководил гимназией имени свя­ тителя Игнатия Брянчанинова и несколькими приходами в городе. Я выступил в епархии, отец Алек­ сандр помог мне записать мой первый диск в местной студии... Всё это время Игорь Козлов не­ умолчно и восторженно расска­ зывал о прошедшем первом фе­ стивале, делился планами о рас­ ширении рамок фестиваля, еже­ годном издательстве альманаха по итогам, привлечении худож­ ников, артистов, кинематографи­ стов... Он стал настойчиво убеждать меня поучаствовать в их фести­ вале в 2005 году. Я выступать не люблю. Види­ мо «перевыступался» смолоду. Да и тогда, в молодые годы, не очень любил, поскольку по природе сво­ ей косноязычен, пишу намного лучше, чем говорю. На сцене, да и вообще перед аудиторией, чув­ ствую себя скованно и хорошо по­ нимаю, как нелепо выгляжу. Но по роду деятельности меня посылали от Союза писателей в командировки в районы про­ мысла на рыболовецкие суда, бе­ гал по путёвкам бюро пропаган­ ды художественной литературы по общежитиям и организациям (была норма выступлений), иг­ рал в вокально-инструменталь­ ных ансамблях, работал худру­ ком в клубе, приходилось участ­ вовать во многих региональных фестивалях. В 80-х годах активизировалось движение авторской (тогда назы­ вали «самодеятельной») песни. В Кандалакше, где я тогда жил, ру­ ководил этим движением Дми­ трий Левитес, а в масштабах об­ ласти — Сергей Каплан, он тогда жил в Мончегорске. Там же про­ водились первые бардовские и рок-фестивали. Лично для меня эти фестивали запомнились как бесконечно длинные, шумные, плохо организованные утоми­ тельные мероприятия. И не муд­ рено. Желающих участвовать было множество, а опыта прове­ дения — никакого. Лично меня больше привле­ кало непосредственное общение с себе подобными после офици­ альной части. Впоследствии эти посиделки трансформировались в семинары и мастер-классы, но при этом, по-моему, утратили ка­ кую-то доверительность и заду­ шевность, к которой располагала обстановка плотно набитых го­ стиничных номеров. Так или иначе ни к бардовской, ни к рок-культуре я «не приле­ пился», занимаясь «чисто» ли­ тературным творчеством и ино­ гда «брякая» что-то на гитаре под свои стихи. В фестивальной дея­ тельности больше не участвовал. Но к Козлову на фестиваль, да тем более на православный, съез­ дить захотелось. К тому же до­ рогу и проживание оплачивала приглашающая сторона. Фестиваль меня поразил. И масштабностью (точного коли­ чества участников не помню, но много народа было), и организа­ цией, как выступлений, так и бы­ товых вопросов — размещения, питания, транспорта, оператив­ ной информации... И участием городских властей — мэр города поздравлял с началом фестиваля. ПРИСУТСТВОВАЛ (!) на боль­ шей части выступлений. Высту­ пал на заключительном вечере. Конечно, одному Козлову та­ кое организовать было не по си­ лам. Львиная часть забот — не­ заметных, казалось бы, мел­ ких, сиюминутных, но необхо­ димых — легла на хрупкие плечи Елены Злобиной и могучую спи­ ну её мужа. Позже, разговаривая с Вади­ мом Злобиным, я спросил, в чём секрет их успеха. — У нас крепкая православная община, — ответил он, — спаси­ бо отцу Виталию. Думаешь, мы только участвовали в организа­ ции? Столько людей помогало! Мурманчан в Дубне уважают. В 2005 году в фестивале «Сереб­ ряная Псалтирь» уже участвова­ ли трое мурманчан: Александр Базанов как участник фестиваля и мы с Мариной Чистоноговой как члены жюри. На заключи­ тельном концерте мэр города по­ благодарил нас за «мурманскую культурную экспансию». Впоследствии в фестивале с неизменным успехом принима­ ли участие и другие мурманчане: Елена Рыхлова — стала лауреа­ том фестиваля (сейчас переехала жить в Дубну), очаровал всех без­ временно ушедший Геннадий Ру. Уехала в Дубну заслуженная артистка России Татьяна Рулла. 19 лет отслужила она на мурман­ ской сцене, а потом вдруг стала невостребованной. Теперь пере­ даёт свой богатый опыт начинаю­ щим артистам в школе искусств, ведёт на кабельном ТВ музыкаль­ ную программу. Кстати, лучшую передачу из всех, что записывали со мной (и это не только моё мне­ ние) записали именно в Дубне. Надо сказать, что помимо вы­ ступлений в рамках дубнинско­ го фестиваля «Серебряная Псал­ тирь», есть множество различ­ ных семинаров и мастер-классов, которые проводят авторитет­ ные писатели, авторы-исполни­ тели, специалисты по изучению фольклора. Обычно руководят такими занятиями члены пред­ ставительного жюри и пригла­ шённые исполнители. Председателями поэтическо­ го и музыкального жюри в раз­ ные годы были: член Союза пи­ сателей России Сергей Кучерен­ ко (2004-2006); секретарь прав­ ления Союза писателей России, поэт Геннадий Иванов, ему со­ председательствовала народная артистка России Елена Камбуро- ва (2007); член Правления Союза Под сенью Трифона | № 1 (8) 2016 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz