Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).
трам и Павлам, что у них такие защитники! - Но они сами прошли через муки и смерть, — напомнил я. - Да, прошли, потому что ре шили вкусить «источника бес- смертнаго», о котором там поют, — кивнул в сторону хра ма слепой. — Прославиться, ста ло быть. Ведь помнят только тех людей, которые совершили ве ликие подвиги или великие пре ступления. До остальных нико му нет дела. Ну, слава за самое великое преступление доста лась Иуде, Петр и Павел тут сбо ку припеку. Вот и решили они со вершить великий подвиг, чтобы прославиться навеки. Бессмер тия для всех не бывает, как не бывает для всех на земле богат ства и счастья. Так что батюшка прав, если вместо церкви постро ил себе домик, — неожиданно за ключил слепой. - При чем здесь домик? — уди вился я. - А при том. Бессмертие — это казарма какая-нибудь в небесах, где души простых людей р а з ложены по полочкам-нарам. И только начальники живут в сво их домиках. У них и здесь были хоромы, и там будут. Откуда, вы спросите? Из нашей памяти! Они строят себе домик в вечно сти из нашей памяти о них. А у безвестного бедолаги какого-ни будь, если здесь ничего не было, то там и подавно не будет. Поэто му, если есть возможность по строить в этой жизни домик, то обязательно надо строить. - А если нет такой возможно сти, надо украсть? - Надо украсть. А то у тебя украдут — бессмертные эти. Конструкция здешнего и за гробного миров, предложенная человеком в зеленых очках, была грубой и прямолинейной, но я не нашелся сразу, что ему возразить. Моей ахиллесовой пятой было писательство. Если бы я твердо, как и положено христианину, ве рил в личное бессмертие, то дав но бы уже перестал переводить бумагу. Во всяком случае, не сде лал бы писательство своей п р о фессией. Наверное, нет челове ка, которого исподволь не точила бы мысль, которую в резкой фор ме высказал этот слепой старик. Тот, кто приказал высечь на скале одну из древнейших надписей на земле: «Я Кир — царь Ахеменид», тоже, мне кажется, не очень-то верил в личное бессмертие, зато явно верил в посмертную славу. Но оставлять последнее сло во за неверующим стариком я не имел права. Я ведь только что стал свидетелем чуда с виногра дом! Да и такой уж он неверую щий, этот слепой? Зачем он тогда стоит здесь, слушает? И на Петра и Павла, оказывается, приходил. Я посмотрел на старика. Он улы бался лиловыми сморщенными губами, видя, вероятно, своим внутренним оком мои сомнения. - Что ж, эта мысль приходи ла в голову не только вам, — ска зал, наконец, я. — И мне, конечно же, приходила. Но знаете, что? С научной точки зрения идея бес смертия для избранных посред ством славы зрения столь же не объяснима, как идея бессмертия для всех. Если я правильно по нял, вы считаете, душа человека после смерти находится в забве нии, пока о нем не вспомнит кто- нибудь живой. И тогда возника ет некий сверхчувственный кон такт, вызывающий феномен бес смертия души. Но разве не имеет значения, что именно вспомнят живые о мертвом? Может быть, многие покойники, прославив шиеся злодействами и преступ лениями, вовсе бы не хотели, чтобы живые вспоминали о них? Может быть, страдания, которые они испытывают при этом, и есть так называемые адские муки? - Какие адские муки? — закри чал вдруг, брызгая слюной, ста рик. — После этого ада — еще и адские муки?! Я проклинаю бессмертие, о котором они там поют! Мне оно не нужно! И нико му не нужно! Что это за бессмер тие, замешанное на страдании? Страдать в этом мире, страдать в том!.. Нет! Не хочу! Пропусти те меня! — Он ударил меня по н о гам, потом по стене своей палоч кой и зашагал мимо, задрав голо ву, характерной походкой слепо го — слегка приседая. Старик скрылся за поворотом, а я всё стоял и смотрел ему вслед. Ж изнь его мне представлялась непостижимой. Где он, бедня га, живет? Кто за ним ухаж ива ет? И почему Господь свел меня с ним на праздник Преображе ния, показав мне сначала чудо с виноградом? Было ли это про ти вопоставлением? Или, напротив, одно событие было каким -то н е объяснимым образом связано с другим? Из общения со слепым стари ком я отчасти понял, почему его сторонятся симеизцы, но только отчасти. Ведь вряд ли он заводил с ними беседы о личном и кол лективном бессмертии. Ну а если и заводил — что ж такого? Да, он явно склонен к неприятным р а з говорам, высокомерен, колюч, но разве он один на свете такой? Да и какие разговоры должен вести человек, погруженный в вечную темноту? П осле этой встречи я никогда больше не видел слепого ста рика из Симеиза. Может быть, он умер, а может, его отправили в дом инвалидов. Лишь минувшим летом я узнал разгадку непонят ного для меня отношения к нему симеизцев. Мне осталось лишь понять, почему именно со мной он разговорился близ церкви, и кому это было больше нужно — мне или ему. Однажды после жаркого дня мы с женой пошли побродить по Симеизскому кладбищу, распо ложенному на горе, выше новой церкви. С византийских времен покойников на Южном берегу хоронят в каменных могилах, по скольку земли нет. Но не только этим примечательны крымские кладбища. Здесь порой встреча ешь совершенно неподражаемые надгробные эпитафии. Вот, на пример: «Жизнь такова, какой мы ее делаем. Моя была восторг и 74 Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz