Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).
Он стоял прямо под распахнутым окошком церковной веранды и, казалось, прислушивался, вытя нув тощую морщинистую шею, к пению из храма: «Тело Христово приимите, источника бессмерт- наго вкусите!». Мимо него в опас ной близости проносились авто мобили, — тротуара тут не было. Я почувствовал жалость к это му одинокому, увечному, поче му-то никем не любимому чело веку. Что он здесь делает? Может быть, он ощущает на склоне лет потребность в вере, но не сме ет или стесняется войти в храм? А может, он просто уткнулся в стену на этом самом узком и опасном для пешеходов участке дороги в Симеизе, и не знает те перь, как отсюда выбраться? Я подошел к слепому: - Извините, могу ли я чем-нибудь вам помочь? Вы ищете вход в храм? Он повернул голову ко мне, за шевелил облупленным на солн це носом, точно принюхивал ся. Я понял, что старик не п р о сто слепой, а слепой абсолютно, и ему, скорее, полагались синие очки, нежели зеленые. - Приезжий, — шамкая, сип лым голосом уверенно опреде лил он. — Из Москвы? - Да, из Москвы. Старик помолчал, потом спро сил: - Что ж — хорошо там? - В Москве? - Да нет, — усмехнулся он од ной стороной беззубого рта, — в храме этом, вход в который, по-вашему, я ищу. - Ну, смотря, что вы имеете в виду. Физически стоять там тя желовато — слишком маленький, не проветривается. - Понятно. А людишки наби лись в него, как сельди в бочке. Батюшке-то богатые люди дали денег на новый храм , а он домик себе построил. - А вы что его видели, этот до мик? — необдуманно задал я же стокий для слепого вопрос и вну тренне осекся. Старик н епостиж имым обра зом уловил эту мою заминку. - Не беспокойтесь, — снова криво ухмыльнулся он. — Да, я не вижу. Но очень хорошо слышу. Каждый шепоток слышу. - В таком случае, не слыша ли ли вы шепоток, что на Крас ной горке батюшка строит новый храм? - Да, говорят, положили там плиты под фундамент. Только вы уверены, что это для храма, а не для нового домика? - Лично я уверен, — сказал я, не вдаваясь в объяснения. Но старика такой ответ не удо влетворил. - А почему вы уверены? — до пытывался он. - Потому что это место освя тили как будущий храм и уста новили там крест. Ни один свя щенник не решится теперь стро ить там дом. - Вы так думаете? А рядом с церковью он может построить себе дом? Я не ответил. Ехидный реляти визм деда мне уже успел надоесть. Я начинал понимать отношение к нему местных. Но всё же не хотел уподобляться им. - Вы стоите прямо на проезжей части, — заметил я старику. — Большой автобус или грузовик может просто расплющить вас по стене. Если вам надо выбрать ся отсюда или перейти на другую сторону улицы, то я вам помогу. - Я без малого шестьдесят лет перехожу с палочкой эту ули цу. Пока никто меня не расплю щил. Вы думаете, я не услышу ав тобуса или грузовика? Я услышу его еще от Алупки. А выбраться я могу без всякой помощи из лю бой точки Симеиза. Я здесь каж дый камень знаю. «Но не по этой же причине си- меизцы не помогают вам?» — вертелся у меня у меня на языке вопрос столь же жестокий, как и про «батюшкин домик», но я, слава Богу, не задал его. - Я просто стою здесь, слу шаю, — счел, наконец, необхо димым объяснить свое поведе ние слепой. — Про «источник бессмертный» и тому подобное. Ну, вкусили они этого источни ка. А зачем? Сами-то они не бес смертные. - Телесно — да. Но христиан ство учит о бессмертии человече ской души. - Чьей души? - Как это — чьей?.. Моей, в а ш ей... каждого человека на земле. - Каждого-каждого? Значит, все мы бессмертны — и те, что уже умерли, и те, что еще не р о дились? - Ну да, все. - Не представляю , — насмеш ливо покачал головой слепой. — Не представляю , как эти все души учитываются в небесной канц е лярии, и где они там размещают ся. Вот, допустим, что вы вечный, а остальные все умирают. Да вы на сотом человеке и фамилии их перестанете помнить. А тут, — он ткнул пальцем в окошко ц ер ковной веранды, — учет ведет ся только по именам! Вот в п р о шлом месяце они празднова ли Петра и Павла. Вы что хотите сказать: души всех Петров и П ав лов бессмертны? - Думаю, всех. - Да ерунда всё это. Не верю. Только эти оба и бессмертны, только их и помнят по именам. - Дело не только в памяти. В чем смысл крещения людей по именам? Если вы крещены в честь апостола Петра, то он и есть ходатай перед Господом о вашей душе, и о душах других Петров тоже. - Как крестный отец, да? Толь ко и он, я думаю, на сотом Петре забудет, кто есть кто. - Не забудет. Обыкновен ный выпускник духовной ака демии обязан помнить всех зем ных предков Иисуса Христа, всех библейских пророков и всех епи скопов, которые жили до разде ления Церквей. Это сотни имен! А апостол Петр — не выпускник духовной академии, берите выше. Он святой. - А я вам вот что скажу про этих Петра и Павла. Один из них предал Христа, а другой, может быть, судил. Немного чести Пе Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz