Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).

бояром, и воеводам, и царско­ му синклиту. Они же, слышавше, благодариша Бога о преславном начинании». По преданию , имен­ но Палицын после провозглаше­ н ия Михаила Федоровича новым русским царем вручил ему ц ар ­ ский посох. В 1618 году польский короле­ вич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол и, подойдя к Москве, отрядил пар­ тию для захвата Троицкой лав­ ры, в которой за отсутствием ар­ химандрита Дионисия старшим был келарь Авраамий. Ему и при ­ надлежит честь защиты обители от осадивших ее поляков. При­ нудив их удачным отпором уда­ литься, Палицын начал мирные переговоры, завершившие длив ­ шуюся с 1609 года войну и за­ кончившиеся подписанием пе­ ремирия в лаврском селе Деули- не. «Это был последний подвиг Авраамия, — написано в «Рус­ ском биографическом словаре» А. А. Половцова, — в последний раз упоминаемого в сослуже- нии с архимандритом Диониси­ ем, при заложении на месте став­ ки уполномоченных церкви в Де- улине, увековечивавшей заклю ­ ченный при участии лавры мир с поляками». «Спасения вашего путь изобретайте» Летом 1620 года Авраамий оставил Троицкую обитель и по ­ следний период жизни провел в Соловецком монастыре, где был пострижен. Именно тогда он на­ писал произведение, обессмер­ тившее его имя — «Историю в память предьидущим родом», в котором поведал соотечествен­ никам о событиях Смутного вре­ мени. «Как человек глубоко рели ­ гиозный , — утверждал зам е­ чательный мурм анский и сто ­ рик И ван Федорович Ушаков, — П алицын стремится выяснить, ради каких грехов «Господь Бог наш допустил праведное свое наказание», что вся Россия, из конца в конец, разорена «ог­ нем и мечом». П ричины Смуты он видит в забвении Божиих за­ поведей, рисует впечатляющую картину падения нр ав ств енно ­ сти в верхах русского общества, начин ая с времен И вана Грозно­ го и особенно в период пр авл е­ ния Бориса Г о д у н о в а . Обрисо­ вав положение на Руси, разгул своевластия и ти р ании и н т е р ­ вентов и их пособников, ко то ­ рые «всюду в о д я щ е . литву и поляков» для грабеж а населе­ ния, П алицын восклицает: «Кто же, сея беды слыша, не воспла- чется?.. Что же сея беды страш ­ нее?.. Где народ общий хри сти ­ анский?.. Кто же растли храм Божий? Не мы ли суть?» Выход из пучины бедствий, об ­ рушившихся на русскую землю, он видел в сплочении патриоти­ ческих сил и установлении проч ­ ной монархической власти. Его «И с т о р и я .» — это назидание п о ­ томкам и обращение к современ­ никам: «Отцы и братие!.. пребу­ дем в любви, отринем блуд и во з­ любим чистоту, пьянство отвер­ зем и пост да воспримем, гордость отринем, смирение стяжим , от лихоимениа отвратимся, мило ­ стыню и нищелюбие койждо нас да п о к а ж е м . по пророку Дави­ ду: «Уклонимся от всякого зла и сотворим б л а г о е . и во благоден­ ствии и тишине п ож и в е м » . Ви­ дите общую погибель смертную?.. отойдите от злых, научитеся доб­ ро творити». Палицын ратует за соблюдение заповедей Божиих и призывает к покаянию: «Отцы и братие! ...да покаемся и внидем в страх Божий и престанем от злоб своих». Свое сочинение он адре­ сует людям для спасения их душ: «Людие, сию книж ицу прочитаю- ще, примете, яко же хощеще, но убо спасения вашего путь и зо ­ бретайте». Произведение А враамия Па- лицына получило широкое рас­ пространение и стало, исполь­ зуя современное определение, бестселлером своего времени. Им зачитывались бояре и д в о ­ ряне, купцы и духовенство, п о ­ садские люди и крестьяне. Ав­ тор же «Истории в п ам я ть пре- дьидущим родом» скончался в Соловецком монастыре 13 сен­ тября 1626 года и был погребен у южной стены Преображенского собора. На величественном над ­ гробии сохранилась надпись: «Лета ЗРЛЕ (т. е. 7135 года от со ­ творения мира, что соответству­ ет 1626 году от Рождества Хри­ стова) погребен раб Божий Ав- раамий Палицын». Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz