Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).
бояром, и воеводам, и царско му синклиту. Они же, слышавше, благодариша Бога о преславном начинании». По преданию , имен но Палицын после провозглаше н ия Михаила Федоровича новым русским царем вручил ему ц ар ский посох. В 1618 году польский короле вич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол и, подойдя к Москве, отрядил пар тию для захвата Троицкой лав ры, в которой за отсутствием ар химандрита Дионисия старшим был келарь Авраамий. Ему и при надлежит честь защиты обители от осадивших ее поляков. При нудив их удачным отпором уда литься, Палицын начал мирные переговоры, завершившие длив шуюся с 1609 года войну и за кончившиеся подписанием пе ремирия в лаврском селе Деули- не. «Это был последний подвиг Авраамия, — написано в «Рус ском биографическом словаре» А. А. Половцова, — в последний раз упоминаемого в сослуже- нии с архимандритом Диониси ем, при заложении на месте став ки уполномоченных церкви в Де- улине, увековечивавшей заклю ченный при участии лавры мир с поляками». «Спасения вашего путь изобретайте» Летом 1620 года Авраамий оставил Троицкую обитель и по следний период жизни провел в Соловецком монастыре, где был пострижен. Именно тогда он на писал произведение, обессмер тившее его имя — «Историю в память предьидущим родом», в котором поведал соотечествен никам о событиях Смутного вре мени. «Как человек глубоко рели гиозный , — утверждал зам е чательный мурм анский и сто рик И ван Федорович Ушаков, — П алицын стремится выяснить, ради каких грехов «Господь Бог наш допустил праведное свое наказание», что вся Россия, из конца в конец, разорена «ог нем и мечом». П ричины Смуты он видит в забвении Божиих за поведей, рисует впечатляющую картину падения нр ав ств енно сти в верхах русского общества, начин ая с времен И вана Грозно го и особенно в период пр авл е ния Бориса Г о д у н о в а . Обрисо вав положение на Руси, разгул своевластия и ти р ании и н т е р вентов и их пособников, ко то рые «всюду в о д я щ е . литву и поляков» для грабеж а населе ния, П алицын восклицает: «Кто же, сея беды слыша, не воспла- чется?.. Что же сея беды страш нее?.. Где народ общий хри сти анский?.. Кто же растли храм Божий? Не мы ли суть?» Выход из пучины бедствий, об рушившихся на русскую землю, он видел в сплочении патриоти ческих сил и установлении проч ной монархической власти. Его «И с т о р и я .» — это назидание п о томкам и обращение к современ никам: «Отцы и братие!.. пребу дем в любви, отринем блуд и во з любим чистоту, пьянство отвер зем и пост да воспримем, гордость отринем, смирение стяжим , от лихоимениа отвратимся, мило стыню и нищелюбие койждо нас да п о к а ж е м . по пророку Дави ду: «Уклонимся от всякого зла и сотворим б л а г о е . и во благоден ствии и тишине п ож и в е м » . Ви дите общую погибель смертную?.. отойдите от злых, научитеся доб ро творити». Палицын ратует за соблюдение заповедей Божиих и призывает к покаянию: «Отцы и братие! ...да покаемся и внидем в страх Божий и престанем от злоб своих». Свое сочинение он адре сует людям для спасения их душ: «Людие, сию книж ицу прочитаю- ще, примете, яко же хощеще, но убо спасения вашего путь и зо бретайте». Произведение А враамия Па- лицына получило широкое рас пространение и стало, исполь зуя современное определение, бестселлером своего времени. Им зачитывались бояре и д в о ряне, купцы и духовенство, п о садские люди и крестьяне. Ав тор же «Истории в п ам я ть пре- дьидущим родом» скончался в Соловецком монастыре 13 сен тября 1626 года и был погребен у южной стены Преображенского собора. На величественном над гробии сохранилась надпись: «Лета ЗРЛЕ (т. е. 7135 года от со творения мира, что соответству ет 1626 году от Рождества Хри стова) погребен раб Божий Ав- раамий Палицын». Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz