Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).
сколько сот метров — все вверх и вверх, и вверх. Напротив, еще выше — Чуфут-Кале — знаменитый город караимов. — Монастырь то гда был закрыт, тут ничего не было, только кое-где на стенах фрагменты фресок. Обитель — Крымский Афон, как его иногда называют, воз родили в 1993-м. Восстановили большинство храмов. Монастырь потрясает величием и природной мощью — словно не люди все это сделали, но сам Крым и силы не бесные, нерукотворно. — Эх, жаль, мы в ханский дворец не зашли, — сетует благочинный Мурманска. — Стоило — хотя бы ради того, чтобы почувствовать разницу. Да уж, даже со стороны, без про никновения внутрь, главный дво рец крымско-татарских государей выглядит весьма скромно, если не сказать убого. С другой стороны, место для русского человека, без условно, тоже знаковое, особое — потому как Пушкин и — удиви тельная история любви, навеянная нашему гению здешним фонтаном. Но монастырь беспримерно хо рош, притягателен. Вообще, за время пути монасты рей у нас было несколько — есть с чем сравнивать. От северного, неподалеку от Лодейного Поля, Александро-Свирского до юж ных — Топловского Святой Па раскевы Пятницы, где мы остано вились в первую ночь в Крыму, и горных, пещерных — уже знакомо го нам Свято-Успенского и Свято Климентовского Инкерманского. В последнем покоятся мощи священномученика, Папы Рим ского Климента (интереснейшая судьба: на рубеже I-II веков был сослан римским императором в каменоломни Херсонеса за про поведь христианства, там же при нял мученическую кончину; мощи священномученика, кстати, были обретены такими родными для мурманчан святыми Кириллом и Мефодием), а настоятель — иеро монах Орест (Гоянюк), как оказа лось, тоже наш, северянин — учил ся и долгое время жил в Полярном: «Капитан-лейтенант, на лодке там служил, флагманской... » Север вспоминает с неизменной тепло той и даже некоторой ностальгией. Вот эти ниточки, связующие Мурман и Крым, Мурманск и Се вастополь, подтверждающие их близость и родство, не отпускали нас на всем пути следования. Не ожиданно нашли они нас в гостях и у благочинного Севастополя протоиерея Сергея Халюты, когда после экскурсии по Владимирско му собору Херсонеса беседовали за чашкой чая. Батюшка — огромный такой, могучий мужичина, глядючи на награды нынешних священников, а некогда офицеров СФ, отцов Сер гия Поливцева и Андрея Амелина, с удовольствием поведал о хоро ших, дружеских отношениях с ны нешним командующим главного военно-морского подразделения страны Владимиром Королевым в бытность того командующим Чер номорским флотом: — Мы с Владимиром Иванови чем в постоянном контакте были, да и сейчас регулярно созванива емся. Мы ведь его здесь, по сути дела, воцерковили... — Ну, это батюшка преувели чивает. Он к ним уже пришел та ким — от нас, — шепчет мне ти хонько отец Андрей. А я думаю немного о другом. Вот ведь судьба военно-морская! Королев многие годы служил у нас, командовал дивизией подводных лодок, потом ушел командовать ЧФ (при нем, говорят, флот пришел в чувство, ожил), а спустя два года вернулся на Север, чтобы возглавить уже наш флот. Как тут не вспомнить прозвучавшие в беседе с нами сло ва контр-адмирала Юрия Орехов ского о том, что «офицер не дол жен сидеть на месте». Да уж, это точно. Оно, конечно. Если офицер настоящий. Тут же, в Херсонесе, посетили мы и место, где на камне отпеча ток стопы апостола Андрея Перво званного. Неприметный, в общем, такой след, хотя и вполне отчет ливый. Специалисты даже размер определили — 38-й. Ох, невелик, видать, был святой Андрей. — Посмотри, вон там Песочная бухта, — показывает мне на заводь чуть дальше места, где мы нахо димся, отец Сергий. — Я прежде этого не знал, но именно в ней, как указывают первоисточники, князь Владимир крестил свою дружину. А мы, когда я в училище учился, сдавали там зачеты по плаванию. Он говорит, а я в очередной раз удивляюсь, как же все-таки пере плетено все тесно в нашей жизни — небесное и земное. Не разорвать. День поэзии Для писателя любая подобная экспедиция — это не только воз можность высказаться, напрямую, без посредников вести разговор со страной, но и прекрасная возмож ность помолчать, подумать — о себе, грешном, и о мире, который вокруг. Для такого диалога с самим собой — все условия, ведь ты вдали от любых достижений цивилиза ции, которые могли бы помешать такому общению. Ни Интернета, ни звонков по поводу и без повода (все ведь знают, где ты, что звонить-то?), ни телеящика, беспардонно сжи рающего главное наше богатство — свободное время. А последнего-то на дальних, тысячекилометровых перегонах — в достатке. Ты ничем не занят, остается одно — думать. И — стихи писать. Для поэта, когда перед глазами лишь череда меняю щихся пейзажей родной страны и никто не мешает, это — естествен но. Впрочем, не всегда так уж и не мешали. Нас ведь на некоторых этапах Хода было до 25 человек, и все эти люди — на твоих глазах, рядом, что-то делали, порой доста точно громко. Что делать, в авто бусе не уединишься! Но тут моим товарищам надо отдать должное. Помню, увидели, что я затих и ни как в общей беседе-забаве-игре не участвую, чуть стихли, пошепта лись, и одна из девчонок «Повете- рья» подошла и спросила: — Стихи пишешь? Кивнул, и они тут же, то и дело с уважением поглядывая в сторо ну занятого главным своим делом поэта, переместились со своими играми в другую часть салона, по дальше от меня. Я, в общем, не со врал. Стихи действительно были и — во множестве. Для меня, кстати, это один из признаков того, что Ход состоял ся — в полной мере, по большому счету. Результатом Международ ного православного хода Мур- 26 Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz