Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).
Радонежского. А затем встреча с семинаристами и лаврским благо чинным архимандритом Павлом (Кривоноговым). В дружеской беседе за обеден ным столом благочинный жалует ся на тех, кто ныне пытается посту пить в семинарию, у некоторых, по словам батюшки, даже с базовыми знаниями порой полный швах. — Представьте, — не без сдер жанного недоумения рассказы вает отец Павел, — недавно один из поступающих не смог ответить на вопрос, когда началась Вели кая Отечественная война! Но он не из России, конечно. Из одной из бывших союзных республик, в которых нашу советскую историю поторопились забыть... Все так, все так. Думается, имен но такая забывчивость вполне устраивала едва ли не всех наших заклятых «друзей» в Европе, а за океаном и подавно, и именно она позволила поднять голову совре менным фашистам. Подобное от сутствие исторической памяти — одна из причин того, что происхо дит сейчас на Украине. Севастополь и Керчь — гаранты памяти — За двадцать три года, что мы были в составе Украины, они сло мали образование, исказили исто рию, — так говорил чуть позже, уже в Симферополе, на встрече экспе диции в Государственном совете Крыма председатель постоянной республиканской комиссии по об разованию, науке, делам молодежи и спорту Валерий Косарев. — Но в Крыму всегда знали историю. Пото му что у нас есть Керчь и Севасто поль, есть каменоломни Аджимуш- кая и две героические обороны... —У нас какое-то время даже вое вали со словом «русский», — по делилась пережитым в годы укра инской оккупации (период после распада СССР до возвращения в состав России здесь называют толь ко так) председатель постоянной комиссии Госсовета Республики Крым по культуре Светлана Сав ченко. — Даже в паспортах писали: «россиянин». Вот и дописались... — Я родился в Евпатории, — го ворил на встрече в Госсовете Кры ма благочинный Мурманска, на стоятель храма Спас на Водах отец Андрей Амелин, присоединив шийся к Ходу в Симферополе, — и все, что происходило в Крыму в этом году, воспринимал с особен ной радостью, но и с болью — за то, что происходит сейчас на Украине. Потому что наши народы — бра тья. Я Украину от России не отде ляю. А здесь, в Крыму, произошло чудо. Крым вернулся домой... В Симферополе, Бахчисарае и Севастополе полноправными участниками Хода стали предста вители Мурманской областной думы — Михаил Ильиных и Ната лия Ведищева. — Когда организовывалась эта экспедиция, — признался на встрече исполняющий обязан ности председателя мурманского парламента контр-адмирал Ми хаил Ильиных, — Мурманская областная дума не могла остаться в стороне. Все, что могли, мы сде лали. А я, как офицер, всю жизнь прослуживший на Северном фло те, не мог не участвовать в этом важном — и для Крыма и Севасто поля, и для нашего Севера и Мур манска — деле. —Мы очень рады тому, что в Крыму все обошлось без крови, — подчеркнула в своем выступле нии глава думского комитета по образованию, науке и культуре Наталия Ведищева. — Понима ем, сколько трудностей вас сейчас ждет, но я верю, вы все преодолее те. Как показалось, чрезвычайно точные слова, чтобы определить наши чувства, связанные с крым ской весной-2014, нашел здесь еще один участник экспедиции — поэт из Заозерска Валерий Чарторий- ский: — Вы дали нам возможность вновь почувствовать себя единым народом, одной страной. Я счаст лив, что дожил до тех лет, когда, словно окропленное живой водой, тело моей родной страны начинает срастаться и оживать... Богоматерь в автобусе Внешне, со стороны мерещи лось — она громоздкая, тяжелая, не поднимешь. И к тому же без ручек... Однако на деле, когда мы с кем-то из батюшек брались бе режно за ее края, выносили на оче редное выступление или встречу, оказывалось — да ничего, даже не просто терпимо, а легко. Словно сама Божья Матерь нам помогала. Да, еще одним членом экипажа экспедиции была икона. Не про сто непростая, а необыкновенная. Богородица «Спасающая на море». Она явилась во сне питерскому ювелиру Николаю Балмасову по сле гибели нашего «Курска». Он увидел средь вод морских на об разе «Курская коренная», которой благословляли подлодку, Богоро дицу, а по сторонам от Нее Святи теля Николая и апостола Андрея Первозванного, а ниже — 118 го рящих свечей, по числу погибших моряков, и двух ангелов, опускаю щих на воду венок. Балмасов рассказал об увиден ном ярославским иконописцам, которые и создали образ, что был с нами рядом, хранил и опекал нас все семнадцать дней Хода. Сопро вождал икону настоятель Николь ского храма Видяева, которому принадлежит «Спасающая на море», протоиерей Сергий Шерфетдинов. Отец Сергий — настоящий пол ковой священник, замкомандира дивизии подводных лодок СФ по работе с верующими военнослу жащими. Всегда спокоен, сосредо точен и мудр. Немногословен, но, если уж начнет говорить, — заслу шаешься. Ни одного слова лиш него или пустого — все по делу, мощно, глубоко. Каждому из нас запала в душу его фраза, произне сенная на одной из первых встреч в Крыму, о том, что мы приехали сюда в том числе надышаться воз духом победы, воздухом неогляд ной крымской, русской весны. Так и было. Даже нас с Сергеем Юдковым, которым довелось и в пламени победы побывать, прикос нуться к нему своими руками, ви деть ее, эту победу, воочию, этот воз дух не переставал ласкать и радовать. Что уж о других участниках Хода говорить, особенно самых молодых. Для нас же крымская часть экс педиции стала в какой-то степени возвращением в совсем недав нее прошлое, когда здесь, в Кер чи, Симферополе и Севастополе совершалась новейшая история — Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz