Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).
этимологически восходят к одно му и тому же корню: чати/чинати/ чьн/кон. Кон означает «круг». После многих лет духовной анархии, заблуждений, совраще ний, развращений и извращений патриархальности настало время возвращения «на круги своя» — к послушанию и служению Небес ному и земному Отечеству. Наши предшественники во главе с рав ноапостольным Владимиром- Василием, крестным отцом рус ского народа, в настоящее время предстоят перед Богом в Ц ар ствии Небесном. Этот же конец жизненного пути — неминуемое предстояние перед Богом Отцом в чине предков и потомков — ожидает каждого из нас. Духовный выбор святого Вла димира предшествует выбору всех его потомков: пойдем ли мы по тому пути, который привел Русь к святости? Ответ на этот вопрос зависит от духовной при надлежности и образа мышле ния современных россиян. Чьи мы? Патриархально мыслящий человек ответит на этот вопрос не задумываясь: конечно же, Ивановы, Петровы, Сидоровы, Васильевы — отцовы, Божьи! Укрепление духовного родства с предыдущими поколениями, на чиная с Равноапостольного Вла димира, во крещении Василия — это единственно верная перспек тива развития нашего общества, воспитания детей и культурного роста. Латинское слово перспектива согласно данным иностранных этимологических словарей со держит в себе два праязыковых корня: приставочный корень пер- и основной -спект . Корень пер- тот же, что и в русских сло вах первый, перед, продвижение, прямой. Его древнейшее значе ние — «через, сквозь, напрямую». Корень -спект — тот же, что в английском spy («шпион, тот, кто подглядывает»), латинском спек такль («зрелище»). В санскрите этому корню соответствует сло во spasati («он видит, смотрит»). В русском языке — это глагол спасать в его первом древней шем значении «присматривать, окормлять, ухаживать». Как же пастырь, идущий впереди овец, смотрит за ними? Так же, как и наш святой предок князь Вла димир: сверху вниз, призывая своих пасомых ко спасению во Христе. Говоря о последовании ис торическому выбору предков, вспомним евангельские слова о перспективе нашего спасения: 1) Рече: азъ глас вопиющего в пу стыни: исправите путь Госпо день, якоже рече Исайя пророк (От Иоанна, 1:23). 2) Сему двер- ник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени, и изгонит их. И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит; и овцы по нем идут, яко ведят глас его. По чужем же не идут, но бежат от него, яко не знают чу- ждаго гласа (От Иоанна, 10:3-5). Правый и прямой — этимоло гически однокоренные слова. Ис правление — это выход из пороч ного круга, отказ от кривизны и левизны, то есть выбор прямого пути. В условиях действия фи зических материальных сил зем ного притяжения прямым может стать только один путь — путь чистой духовности, путь равно апостольного Владимира, от крытый нам в купели крещения и вдохновляемый Духом Истины. 3 В каждом слове русского языка, унаследованном нами от предков, сокрыт иконологический обра зец человеческих отношений к вещам, именуемым этим сло вом. Слова — это не только и не столько средства общения между современниками, сколько связь с предками во Христе. Обращение к древним корне словным образцам человеческих отношений — это прямой путь здравого соображения, то есть соединения своего образа жизни с образом жизни святых предков. Закрывая глаза на корнесловный первообразный евангельский смысл своих слов, мы выказы ва ем пренебрежение к Богу и к п р е дыдущим поколениям. Наш язык — вселенский, как и вера православных христиан. Почему же мы отказываемся от изучения древнего языка своих предков, не требуем от школьных учителей знания этого евангель ского языка и откровения иконо логических смыслов ключевых слов каждого урока? Почему в современном светском образо вании отдается предпочтение не живым словам славянорус ского языка предков, а мертвым иностранным терминам? Ответ дан нам в Евангелии: «Пото му не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глаза ми, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (От Иоанна, 12:39-40). Вопрос о «любви к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) сей час необычайно важен. Память предков подразумевает нелице мерную любовь к ним, внимание к их наследию и, главное, сынов нее и дочернее послушание их святым словам. Как же можно быть в послушании тому, кого не понимаешь и, главное, не хочешь понимать без перевода на «совре менный русский язык»? Очевидно, что без включения в современные образовательные стандарты обязательного прак тического предмета «История русского литературного языка» перспектива последования на ших детей историческому выбо ру святого Владимира остается весьма туманной. Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz