Под сенью Трифона. 2015 г. №1(7).

кмстье/гжтгм€шм)^£(/шжм Семенцов Василий Васильевич — кандидат педагогических наук, председатель правления Православного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Санкт-Петербургской епархии. Автор книг «Отечественный язык как основа воспитания и обучения», «Исцеление языковой личности», «Беседы о святых словах отечественного языка» и др. Возрождение патриархальности как перспективное направление развития российского образования и культуры Сказал же Владимир немцам: «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого» (из «Повести временных лет») 1 Приведенный в эпиграфе ответ князя Владимира послам папы римского свидетельствует о па­ триархальном образе мышления наших предков еще до принятия ими веры истинной — право­ славного христианства. Твердо следуя завету отцов, князь Влади­ мир явил всем своим потомкам образец отказа от своеволия. Он последовательно исполнял свой сыновний долг перед Отечеством. Отказ немцам явно связан с посольством миссионеров им­ ператора Оттона I в Киев в 962 году. Согласно западноевропей­ ской «Хронике продолжателя Ре- гинона» эта миссия, поддержан­ ная княгиней Ольгой, потерпела неудачу из-за сопротивления ее сына и отца Владимира князя Святослава: «962 год. В Риме 2 фев­ раля папа Иоанн коронует Отто­ на императорским венцом». В то же лето Адальберт, назначенный епископом к ругам (то есть к Руси), возвращается, не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетно­ сти своих усилий» (Regin. 1890. Р. 177). Императоры Византии в 10 веке по традиции именовали себя римскими императорами. Буду­ чи королем немцев, Оттон I хотел использовать открытие епархии для Руси как инструмент поли­ тического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими короля­ ми титул императоров. Импера­ торскую корону Оттону I вручил Иоанн XII (в миру Октавиан Ту- сколо) — папа римский с 955 по 963 год, потомок Карла Великого в 7-м поколении, внук Марозии, последний папа периода порно- кратии. Позже он был свергнут Оттоном I, не раз упрекавшим его за распутный образ жизни. Отказ князя Святослава при­ нять миссию епископа Адальбер­ та, то есть католицизм и власть сомнительного императора (в пе­ реводе отца отечества) Оттона I, промыслительным образом под­ держал Византию и православ­ ное христианство. Этим отказом Святослав открыл путь сыну Владимиру к будущему креще­ нию Руси в веру истинную. 2 Патриархальная традиция Рюриковичей, унаследованная князем Владимиром от отца, была свойственна всему русско­ му народу. Крещение Руси ста­ ло естественным возвращением блудных детей к своему единому Небесному Отечеству. Греческое слово патрос, как и русское отец означает «первоисточник». Сло­ во архон означает «правитель, начальник». Таким образом, па­ триархальность означает «отече­ ское, первоначальное правление», то есть сыновнее послушание и последование воле Бога Отца и святых отцов своего отечества от начала и до конца дней. Этимологическим антони­ мом — противоположностью патриархальности является не матриархат, а гораздо худшее со­ стояние внутреннего и внешнего мира: анархия. Безотцовщина, духовное сиротство людей, поте­ рявших связь с первоисточником жизненных сил, чревато само­ управством, истощением и гибе­ лью. Русские слова начало и конец 106 Под сенью Трифона | № 1 (7) 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz