Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
его от напастей смертных и многократно чудным об разом спасал, помогая укрываться в горах и рассели нах или делая его незаметным толпе, объятой злобой. При виде ангельского лица смягчались жестокие сердца лопарей. Мало-помалу сеялось Божественное семя, и раздраженные приобретали мирное располо жение, не видя за Митрофаном никакой вины. ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ Чтобы испросить благословенную грамоту на по строение храма, Митрофан отправился к архиепи скопу Макарию в Новгород. Оттуда привел с собой плотников, которые ради Господа решились идти в далекую страну. Вместе с ними трудился неутомимый подвижник, таская на плечах бревна за три версты. Возведенный храм три года стоял без освящения, так как из Новгорода не присылали иерея. Тогда Митрофан нашел в Коле иеромонаха Илию, который освятил храм во имя Святой Живоначальной Троицы, крестил оглашенных, а самого проповедника по стриг в монахи с именем Трифон. Произошло это 14 (1) февраля 1533 года. Близко к тому времени преподобному Господь послал помощника, двадцать лет разделявшего с ним подвиги в «прегорчайшей пустыне». Это был иеродиакон Феодорит родом из Ростова. Пятнадцать лет провел он в Соловецком мо настыре, где приходилось ему общаться с лопарями, и он научился их языку. Окрестив лопарей, Трифон помышлял и об устрое нии обители, которая бы стала центром распростра нения Евангелия. Но не было братии в месте безлюд ном. Лопари же, наученные живому благочестию, до того полюбили Святую Веру, что отдавали в пользу обители деньги, земли, угодья, озера. Преподобный пустынник не ослабевал в посте и молитве и, как Адам, получил власть над зверями. Так он властно изгнал вторгшегося однажды в келию медведя. Позже, когда монастырь устроился, около него паслись пугливые олени, не тревожимые дикими зверями, внимавшими запрету Преподобного. Жизнь святого подвижника привлекла к нему людей того же духовного устроения. Так образова лась обитель. Трифон, не приняв звания игумена, предоставил его брату Гурию, сам же остался отцом, насадителем и попечителем своей обители. В 1556 году вместе с Феодоритом поехал он мило стыни ради в царствующий град Москву. За день до их прихода в столицу произошло чудесное видение царю Иоанну IV Грозному: когда царь шествовал в сопровождении бояр в Успенский собор к литургии, предстали ему святолепные иноки. На вопрос само держца, кто они и откуда, иноки назвались. А на следующий день Трифон и Феодорит подали свои че лобитные, когда царь шел в храм с сыном Феодором. Узнав их, Государь взял прошения. Феодор, отойдя в особый придел, переоделся и послал свои верхние одежды блаженному Трифону, чтобы «перестроить» их на церковные, при этом сказал, что хочет пред варить Государеву милостыню. Царь, дивясь о «потаенных рабах Божиих», щедро пожаловал обители Трифоновой церковную утварь и колокола. С богатыми дарами принес Трифон в монастырь и грамоту на овладение окрестными землями и водами. По чувству глубокого смирения Трифон упросил царя грамоту дать на имя игумена Гурия, всячески умаляя свои великие труды по устроению им мона стыря. Вот текст Жалованной грамоты Иоанна IV от 1 ноября 1556 года: (книга Н. Королькова «Сказание о преподобном Трифоне», с. 11-12). «По умолению детей своих, царевичей Иоанна и Феодора, пожало вали мы, царского нашего богомольца, от Студеного моря-океана, с Мурманского рубежа. Пресвятые и Живоначальные Троицы Печенгского монастыря игумена Гурия с братию, — или кто в том монасты ре игумен, или братия будет, вместо руги и вместо молебных и панихидных денег, для их скудости, на пропитание, в вотчину: морскими губамиМатоцкою, Илицкою и Урскою, и Печенгскою, и Позренскою, и Навденскою губами в море, всякими рыбными лов лями и морским выметом, коли из моря выкинет кита, или моржа, или иного какого зверя, и морским берегом, и его островами, и реками, и малыми ру чейками, верховьями и топями, и горными местами, и пожнями, лесами и лесистыми озерами, и звери ными ловлями, и лопарями, которые лопари наши данные в той Матоцкой и Печенгской губах, ныне суть и впредь будут, со всеми угодьями луговыми и нашими, царя и великого князя денежными оброками и со всеми доходами и волостными кормами, чтобы тем им питаться и монастырь строить; а нашим боярам Новгородским и Двинским и Устькольские Под сенью Трифона | №1(6) 2014 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz