Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

В 2011 году в школе была организована палом - ническая поездка в Трифонов Печенгский мужской монастырь. Впечатления от этой поездки меня пере­ полняли. Я еще никогда так близко не соприкасался с людьми, посвятившими свою жизнь служению Богу. Взяться за написание работы по данной теме меня побудил интерес к подвижнической деятельности на ниве православия святого Кольской земли препо­ добного Трифона Печенгского. Кроме того, данная тема как никогда актуальна в наше время. Многие говорят о православных идеалах и ценностях, зачастую их не придерживаясь, делается упор лишь на видимую сторону поклонения Богу, живут не по тем заповедям, которые легли в основу христианства. История Православной Церкви на Кольском полуострове корнями уходит вглубь столетий. Со страниц исторических документов, хранящихся в Государственном архиве Мурманской области, сквозь тьму времен проступают очертания человеческих судеб. Остановимся на судьбе преподобного Трифо­ на, просветителя лопарей, великого подвижника и чудотворца. Преподобный Трифон почитается как «просвети­ тель лопарей». Русские моряки традиционно молятся святому Трифону Печенгскому, когда они находятся в опасности. Преподобный Трифон широко почитается среди православных саамов-колтов в Финляндии и Нор­ вегии. Ежегодно в селение Нейден, расположенное в норвежской коммуне Сер-Варангер, в последнее воскресенье августа приезжают представители от трех православных общин (российской, норвежской и финской), чтобы отслужить службу в часовне в честь св. Георгия Победоносца, воздвигнутой в 1565 году на этом месте преподобным Трифоном Печенгским. В день памяти Трифона, 28 декабря (15 декабря по юлианскому календарю), с 2005 года по благославе- нию Святейшего Патриарха Алексея II установлено празднование Собору Кольских Святых: Стяжатели молитвы и труда, Носители духовности России. Они пришли за Трифоном сюда, Подвластны Божьей воле — высшей силе. Со времен крещения никогда не прерывалась на Руси миссионерская деятельность. Но истинное проповедничество, хотя и поддерживаемое властью, было делом любви и духовного призвания. Великий подвижник 16 века Трифон Печенгский, посланный Духом Святым в землю «лопи дикой», на окраины «Студеного моря», основал самую северную русскую обитель в окрестностях Печенги. СОБОР КОЛЬСКИХ СВЯТЫХ Родился Митрофан (имя в миру) около 1385 года в Новгородских пределах в семье священника. С дет­ ства в нем проявилось стремление к уединению и молитве. Забавы сверстников не привлекали его, их интересы были чужды ему. Не было в суетных раз­ влечениях того, к кому хотела прилепиться его душа. Он искал Бога, часто посещал церковные богослу­ жения, услаждаясь молитвой. И вот как-то, во время безмолвной молитвы, он вдруг услышал чудесный голос: «Иди в землю необетованную и не путную, в землю, жаждущую покоя, в которой не обитал еще человек, ибо, милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения Моего не утратится». Митрофан покинул родные места, услышав по­ веление Божие, направил стопы на Кольский полуо­ стров, к реке Печенге, где жили язычники — лопари. Лопари жили рассеянно по лесам и болотам. По­ клонялись же они духам злобы, т. е. бесам и даже гадам и ночным нетопырям, занимались ворожбой и колдовством. Русские в начале XVI века бывали здесь гостями — приходили на рыбный или звериный промысел. И им, конечно, было не до просвещения диких лопарей светом Православия. Первые отношения с лопарями Митрофан завязал под видом торговых дел. Потом заговорил с ними об их богах и о единой спасительной вере. Наконец, открыто проповедуя Христа, стал он с любовью упре­ кать их в произвольной слепоте, постепенно обучая Божественным догмам и преданиям. Невежественный народ нелегко постигал духов­ ную грамоту. Кебуны же, или кудесники, разъярились, как звери, с воплем терзая его и возбуждая соплемен­ ников идти на чужестранца с оружием и дрекольями, как некогда иудеи на Христа. Но Господь, обещавший всегда пребывать со Своим избранником, избавлял 70 Под сенью Трифона | №1(6) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz