Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
хороненной на этом старом го родском кладбище. Уже в те годы оно было не новым и могила М. К. Морозовой в июне 1935 г. стала не первой и далеко не единственной. Участок этот располагался в ни зине. Кладбище быстро разраста лось, к 1948 г. захоронения про изводились уже высоко на горе. Родные заботливо обустраивали последние пристанища близких, на детских могилах часто стави ли кроватки. Издалека был виден «до мик» — могила школьницы Гали Зенковой, умершей, когда учи лась в начальных классах. Де вочка была похоронена рядом с дедушкой. На их могилах стоя ли одинаковые памятники бе лого мрамора с фотография ми дедушки и внучки, в овалах, в коричневом тоне. Памятники были красивые, очень сложной работы, изготовлены, кажется, в Ленинграде. Над могильной оградой безутешная мать сдела ла четырехскатную крышу, по крывая ее зимой клеенкой, а ле том — стеклом. В Кандалакше от кладбища на пригорке в самом центре города давным-давно нет и следа, а вот недалеко от памятника А. Спе- кову чуть ли не до конца ХХ века были видны холмики, осколки памятников, а у самой дороги — прямоугольная светло-серая 2-ступенчатая нагробная плита. На верхней ступеньке был выби тый из нее же выпуклый право славный крест. * * * Но все-таки с разными чув ствами приходят люди на клад бища. О дорогих сердцу усопших стараются сохранить память, в надписях выражают свою скорбь. Молча стоят над братскими мо гилами погибших солдат — «На братских могилах не ставят кре стов, и вдовы на них не рыдают» (В. С. Высоцкий). Посещая ста рые некрополи — в Александро- Невской лавре, Волково кладби ще в Санкт-Петербурге, Новоде вичье, Ваганьковское, Донской монастырь и др. в Москве, люди читают имена тех, кто оставил след в нашей истории. На кладбище Сен-Женевьев-де-Буа Есть кладбища за рубежом (наи более известно Сен-Женевьев-де- Буа под Парижем), где покоятся наши соотечественники, унесен ные ветрами исторических собы тий из отчизны в разные страны. Почти все остались там навсегда, хотя многие надеялись вернуть ся. Случалось, что даже храни ли прах умерших родственников в цинковых гробах, не погребая, чтобы когда-нибудь захоронить на русской земле. Лишь в последние годы прах немногих был перезахоронен в России — это Ф. И. Шаляпин (1984), А. И. Деникин (2005), фи лософ И. А. Ильин (2005), писа тель Иван Шмелев (2000), кото рый свое желание покоиться на родине даже включил отдельным пунктом в свое завещание. « .Б л иж е к милому пределу мне всё б хотелось почивать», — писал А. С. Пушкин, в чьих про изведениях немало строк о смер ти, о кладбищах — «День каж дый, каждую годину привык я думой провождать, грядущей смерти годовщину меж их стара ясь угадать». Даже молодая жен щина, Татьяна, рада отдать «ма скарад» светской жизни, в том числе, и «за смиренное кладби ще, где нынче крест и тень ветвей над бедной нянею м о ей .» . * * * Хотя всем известны слова «ме- менто мори» (помни о смерти), люди не живут под гнетом неиз бежного конца — такова сила жиз ни. И мы закончим наше повество вание строками из стихотворения «Воспоминание» В. А. Жуковского: О милых спутниках... не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были». 62 Под сенью Трифона | №1(6) 2014
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz