Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
невековья. В исторической ли тературе этническая атрибуция первопоселенцев неоднозначна и часто отражает поверхностные или политизированные трактов ки этого сложного вопроса. Ши роко распространенное в реги ональной историографии мне ние о том, что первые «колони сты» Северного Беломорья — это «новгородцы» и «славяне» — на селение «русских» территорий Новгородской земли, не под тверждается нашими данными. Антропологический состав на селения Варзуги в XIV — XVIII вв. отличается своеобразием на фоне синхронных серий русских, как северных, так и центральных областей России. Формирование местного населения происходи ло на сложной основе и не мо жет быть сведено к простой од нокомпонентной схеме». Немало краеведческого и исто рического материала читатель мо жет найти и в статье И. Ю. Шун- далова «Некрополь Терского бе рега (Варзуга, Кузомень, Оленица, Кашкаранцы)». Здесь приведены списки захороненных на Николь ском (256 упоминаний) и Успен ском (в списке 151 упоминание) кладбищах Варзуги. По Кузомен- скому кладбищу есть 163 упоми нания (а имена 181 захоронения неясны). По кладбищу Олени- цы есть 95 фамилий умерших, по Кашкаранцам — 106. И, что важ но, везде указаны даты жизни умерших. Но больше всех в некрополи- стике Мурманской области и на этот раз «повезло» Коле. В сбор нике помещены две статьи на эту тему: «Социокультурная динами ка населенного пункта по данным некрополя (на примере города Колы)» и «Достопримечательные захоронения Кольского городско го кладбища на Каменном остро ве (1922 — 2013 гг.)». И к этой ста тье имеется именное приложение, более полное и исторически точ ное, чем в других статьях. * * * Легче всех, пожалуй, читает ся статья Дмитрия Лоскутова о кладбищах Кандалакши. Во- первых, он не стремится к науч ному стилю, а рассказывает про сто, что знает. Во-вторых, автор использовал такие источники, о которых многие северяне и не слыхали. Причем хронологиче ский диапазон их весьма велик — от публикации Андрея Реннико- ва 1916 года до статьи Н. В. Голи ковой 2004 года. Ценнейший историко-краевед ческий материал читатель найдет в статьях о кладбищах Терибер- ки, Кировска, Апатитов и Севе роморска. Из современной жиз ни в сборнике помещена статья О. В. Змеевой «Чужая смерть» в моногороде: к истории одного не счастного случая» (о погибших в 2008 г. горняках Расвумчоррско- го рудника). * * * В общем, статьи рецензируе мого сборника несут не только общетеоретическую и мировоз зренческую нагрузку тех или иных проблем некрополистики, но и дают массу краеведческих сведений о людях, анализиру ют данные по Мурманской об ласти, уточняют много спорных или не до конца разработанных вопросов. Мы приходим к пониманию, что всё, что сделано на сегод няшний день в некрополистике Кольского Севера, — еще толь ко начало, ибо эта тема вечная и проблемы ее, как и число погре бенных, растут из года в год. Ведь каждые пять лет число умерших в области увеличивается на 15-17 тысяч. Один из авторов журнала «Живая старина» недавно писал: «Современные кладбища служат тому, чтобы растворить смерть в ж и з н и . Они имеют эстетиче ское назначение, как и «живые» трупы, которые они обязаны принимать. Кладбища преврати лись в пространства жизни, ста ли использоваться как парки, как недвижимое им ущ ес тво . Клад бище становится туристическим местом!» Но обходы могил, которые практикуются во время посе щения кладбищ, надо различать функционально. Визиты к своим могилам, чаще всего связанные с уходом за могилой, и путеше ствие по кладбищу из любопыт ства — это разные вещи. Стоит отметить, что рецен зируемая публикация ценна не только именами наших предков, но и большим иллюстративным материалом. Тут и схемы клад бищ, и фото памятников на мо гилах. Всё это позволит нам не забывать имена и дела людей, уже ушедших от нас. * * * В заключение обзора сборни ка «Некрополи Кольского Севе ра: изучение, сохранение, ком муникации» — строки из статьи А. В. Демичева «Русское кладби ще: опыт идентификации»: «Рус ское кладбище — не французское сельское кладбище-сад (rural cemetery) и, тем более, не аме риканское кладбище-лужайка (lawn cemetery)». Да, распланированную, под стриженную «лужайку» рус ские кладбища не напоминают — даже «цивилизованные», раз битые на участки, «улицы», где у каждого захоронения есть по следний адрес человека с номе ром места упокоения. Вспоминается старое город ское кладбище Кандалакши. Д. С. Лоскутов в своей статье пи шет, что оно появилось в 1939 г., но всё-таки это кладбище гораз до старше, чему есть подтвержде ние одного из коренных жителей Кандалакши: еще четко читаемая надпись на обороте посмертной фотографии прабабушки, скон чавшейся 22 июня 1935 года и по Под сенью Трифона | №1(6) 2013 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz