Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
* * * Если статья И. А. Разумовой дает чисто мировоззренческое и теоретическое осмысление про блем некрополистики, конеч но, далеко не всех, то публика ция профессора П. В. Федорова, давно занимающегося этими во просами, носит более конкрет ный (особенно для краеведов- историков) характер, что отра жено и в заголовке: «на примере Кольского Севера». Павел Викторович Федоров рассматривает некрополи как хро нотоп, способный накапливать в себе время, события и факты, где «память, основываясь на вере и чувстве, соперничает с забвением, борется с обезличиванием». Вот кредо автора — «матери альный остаток конкретной че ловеческой жизни находится на кладбище в преддверии перехода в ничто: рано или поздно он все равно исчезнет. Нередко быту ющая среди людей надежда, что каменная надгробная глыба со хранит память о своем «подопеч ном» бесконечно долго, конечно, наивна. Противостояние вечной жизни и пустоты, памяти и суме рек забвения — таков лейтмотив кладбища как хронотопа». Второй раздел федоровской статьи «Кладбище как символи ческое пространство» перекли кается со второй частью статьи И. А. Разумовой. Вот основные утверждения ав тора: «Кладбище является простран ством знаков»; «Светский дух конкурирует на кладбище с религиозным консер ватизмом»; «Кладбище теснейшим обра зом связано с ритуальными прак тиками, причем не только погре бальными (отпевание, похороны и т. д.), но и маргинальными»; «Символизм кладбища обу словливается также смыслом по таенного, религиозного через личную тайну». И в этой части у рецензентов есть одно замечание — в цитате «Символический характер клад бища позволяет ему вовлекаться и в форму симуляции» — умест но здесь слово «симуляция»? П. В. Федоров рассматри вает кладбище и как семейно родственную традицию, и как своеобразный музей, и как собра ния (нам кажется, слово «склад» тут совсем не подходит) древно стей, и как объект коммунально го хозяйства, и как образ (очень уместно процитирован Влади мир Смирнов). Оценивая разные направле ния истории некрополистики Кольского полуострова (архе ологическое, этнографическое, социально-антропологическое, военно-поисковое), П. В. Федо ров делает вывод, что «белым пятном в некрополистике Коль ского Севера остаются кладби ща Кандалакши, Кировска, По лярных Зорь, Оленегорска, Ков- дора, Заполярного, Никеля, Ло- возера, военных городков и целого ряда других мест». Прав да, помещенная в сборнике ста тья Д. С. Лоскутова («Обзор клад бищ Кандалакши») и Е. В. Васи льевой («Кладбища Кировско- Апатитского района: история, современное функционирова ние») вроде бы «оправдывают» первые два города в вышеприве денном списке. Но в число «бе лых пятен» можно включить и Мончегорск, и Умбу, и другие на селенные пункты. * * * О «белых пятнах» некрополи- стики говорят в третьей статье сборника археолог М. М. Шахно- вич и этнограф И. Г. Широбоков (первый из Петрозаводска, вто рой из Петербурга). Называется этот материал «Позднесредневе ковый православный могильник с. Варзуга: итоги работ 2011 — 2012 гг.», и в нем читатель найдет ценнейшие сведения и по исто рии главного центра Терского бе рега Белого моря — села Варзуга, и о ходе археологических иссле дований в этом районе, и описа ние хода археологических работ последних экспедиций. Особо ценными в этой статье являются описания погребения и иллюстративный материал, без анализа которых ныне невозмож но описывать историю Варзуги. Интересны выводы авторов этой статьи: «Археологические и антропологические исследо вания 2011 — 2012 гг. в с. Варзу га дали новую информацию для интерпретации «колонизаци онной» истории Терского бере га Белого моря и общих вопро сов освоения приполярной зоны Северной Европы в эпоху Сред У археологического раскопа в селе Варзуга 60 Под сенью Трифона | №1(6) 2014
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz