Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

* * * В сборнике, научными редак­ торами которого являются два доктора исторических наук — П. В. Федоров из МГГУ и И. А. Раз- умова из КНЦ РАН (Апатиты), по­ мещены 11 научных статей. Все они посвящены проблемам некро- полистики, вопросам изучения и сохранения мурманских клад­ бищ. Все эти публикации можно условно разделить на две части — теоретического плана и описание конкретных кладбищ. В заглавной статье профессора И. А. Разумовой «Некрополь как социальное пространство: функ­ циональные аспекты» даны об­ щетеоретические и философские проблемы некрополистики, пере­ числяются те направления иссле­ дований о некрополях, что суще­ ствуют ныне. Это теоретические трактаты, в которых кладбища рассматриваются в их отноше­ нии к разным формам концеп­ туализации смерти, это книги, касающиеся организационно ­ хозяйственных вопросов и тех­ нологий захоронений, это тру­ ды о традициях погребальных обрядов и описание конкрет­ ных некрополей Москвы, Санкт- Петербурга, других городов. Все эти ракурсы позволили автору статьи рассматривать некрополи как объективное пространство, где сталкиваются разнообразные интересы живых людей. Кладби­ ща как территория умерших лю­ дей являются местом осущест­ вления определенных видов дея­ тельности живых родственников, близких, знакомых. Мы еще не привыкли к со­ временному термину — «некро­ поль», нас устраивает старое по­ нятие — «кладбище». Но циви­ лизация и мировая культура подвигают нас от места, разделя­ ющего живых и мертвых, к про ­ странству, где происходит их ежедневный и постоянный кон­ такт. Эти мегафункции некро­ полей наполняются разным со­ держанием в зависимости от ми­ ровоззренческих установок и социальной позиции осмыслива­ ющего их субъекта. Если раньше кладбища как ме­ ста разделения живых и мертвых были обусловлены санитарно­ гигиеническими, религиозными и социально-психологическими требованиями и традициями, то ныне ярко проявляются в не­ крополях стремление отдельных групп и общества в целом под­ держивать свою идентичность, в какой-то степени воспроизво­ дить себя, сохранять социальную память. Мы согласны с автором ста­ тьи в том, что «некрополь, спра­ ведливо рассматриваемый как источник исторических сведе­ ний, является информацион­ ным пространством. Во-первых, он аккумулирует значитель­ ные пласты информации, кото­ рые относятся к истории культу­ ры, истории ментальностей, ри­ туальным практикам, отража­ ют социально-демографическую структуру населения того или иного места в ее динамике и мно­ гое другое. Кладбища, рассма­ триваемые по определенным по­ казателям, могут выступать ин­ дикатором социокультурных проблем — как общества в целом, так и локальных, этнических, профессиональных и прочих со­ циальных групп. Вся эта инфор­ мация извлекается, прежде всего, профессионалами при использо­ вании ими определенных науч­ ных процедур. Во-вторых, именно в каче­ стве инф орм аци онн о го п р о ­ странства некрополь выступа­ ет местом коммуникации и от­ нюдь не только ритуальной. В случае с исследователями- профессионалами коммуника­ ция в пространстве некропо­ ля может быть как опосредован­ ной — через прочтение «текстов культуры» («памятники свиде­ тельствуют», «старое кладбище рассказало» и т. п.), так и непо­ средственной — через общение с работниками кладбища, посе­ тителями или представителя­ ми духовенства, между собой — в процессе работы на террито­ рии некрополя, при проведении «спонтанных экскурсий» с ин­ формантами и в некоторых иных коммуникативных ситуациях, которые инициируются специа­ листами». Особый интерес в статье И. А. Разумовой вызывает раздел «Па­ мять и поминки». Вслед за дру­ гими специалистами некрополи- стики И. А. Разумова утверждает, что «при совершении погребаль­ ного обряда многое делается для забвения покойного, в поминаль­ ный день наоборот — для про ­ буждения памяти об умерших». Уместно вспомнить, что в по­ следние лет двадцать стали более массовыми посещения кладбищ во время церковных праздников. Мурманское кладбище — зер­ кальное отражение мира живых: чем больше был материальный достаток усопшего при жизни, тем роскошнее (иногда вычур - нее) его надгробие, так заметное на фоне скромных памятников на могилах ветеранов Великой Отечественной войны. Возвращаясь к разделу статьи И. А. Разумовой «Память и по­ минки» и касаясь вопроса «сим­ волической связи с предками», хочется все же возразить автору. Ее утверждение, что «для очень многих людей и родственных общностей эта функция весьма актуальна, вряд ли меньшее чис­ ло индивидов и семей признают, что память живет «внутри нас» и ушедших надо не столько «поми­ нать», сколько «вспоминать» или «помнить», далеко не бесспорно. Конечно, вечная память как эле­ мент социальной жизни не явля­ ется мифом, но повседневная, и не показная, память должна быть в традициях народов, государств, каждой семьи и каждого человека. Под сенью Трифона | №1(6) 2013 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz