Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
* * * В сборнике, научными редак торами которого являются два доктора исторических наук — П. В. Федоров из МГГУ и И. А. Раз- умова из КНЦ РАН (Апатиты), по мещены 11 научных статей. Все они посвящены проблемам некро- полистики, вопросам изучения и сохранения мурманских клад бищ. Все эти публикации можно условно разделить на две части — теоретического плана и описание конкретных кладбищ. В заглавной статье профессора И. А. Разумовой «Некрополь как социальное пространство: функ циональные аспекты» даны об щетеоретические и философские проблемы некрополистики, пере числяются те направления иссле дований о некрополях, что суще ствуют ныне. Это теоретические трактаты, в которых кладбища рассматриваются в их отноше нии к разным формам концеп туализации смерти, это книги, касающиеся организационно хозяйственных вопросов и тех нологий захоронений, это тру ды о традициях погребальных обрядов и описание конкрет ных некрополей Москвы, Санкт- Петербурга, других городов. Все эти ракурсы позволили автору статьи рассматривать некрополи как объективное пространство, где сталкиваются разнообразные интересы живых людей. Кладби ща как территория умерших лю дей являются местом осущест вления определенных видов дея тельности живых родственников, близких, знакомых. Мы еще не привыкли к со временному термину — «некро поль», нас устраивает старое по нятие — «кладбище». Но циви лизация и мировая культура подвигают нас от места, разделя ющего живых и мертвых, к про странству, где происходит их ежедневный и постоянный кон такт. Эти мегафункции некро полей наполняются разным со держанием в зависимости от ми ровоззренческих установок и социальной позиции осмыслива ющего их субъекта. Если раньше кладбища как ме ста разделения живых и мертвых были обусловлены санитарно гигиеническими, религиозными и социально-психологическими требованиями и традициями, то ныне ярко проявляются в не крополях стремление отдельных групп и общества в целом под держивать свою идентичность, в какой-то степени воспроизво дить себя, сохранять социальную память. Мы согласны с автором ста тьи в том, что «некрополь, спра ведливо рассматриваемый как источник исторических сведе ний, является информацион ным пространством. Во-первых, он аккумулирует значитель ные пласты информации, кото рые относятся к истории культу ры, истории ментальностей, ри туальным практикам, отража ют социально-демографическую структуру населения того или иного места в ее динамике и мно гое другое. Кладбища, рассма триваемые по определенным по казателям, могут выступать ин дикатором социокультурных проблем — как общества в целом, так и локальных, этнических, профессиональных и прочих со циальных групп. Вся эта инфор мация извлекается, прежде всего, профессионалами при использо вании ими определенных науч ных процедур. Во-вторых, именно в каче стве инф орм аци онн о го п р о странства некрополь выступа ет местом коммуникации и от нюдь не только ритуальной. В случае с исследователями- профессионалами коммуника ция в пространстве некропо ля может быть как опосредован ной — через прочтение «текстов культуры» («памятники свиде тельствуют», «старое кладбище рассказало» и т. п.), так и непо средственной — через общение с работниками кладбища, посе тителями или представителя ми духовенства, между собой — в процессе работы на террито рии некрополя, при проведении «спонтанных экскурсий» с ин формантами и в некоторых иных коммуникативных ситуациях, которые инициируются специа листами». Особый интерес в статье И. А. Разумовой вызывает раздел «Па мять и поминки». Вслед за дру гими специалистами некрополи- стики И. А. Разумова утверждает, что «при совершении погребаль ного обряда многое делается для забвения покойного, в поминаль ный день наоборот — для про буждения памяти об умерших». Уместно вспомнить, что в по следние лет двадцать стали более массовыми посещения кладбищ во время церковных праздников. Мурманское кладбище — зер кальное отражение мира живых: чем больше был материальный достаток усопшего при жизни, тем роскошнее (иногда вычур - нее) его надгробие, так заметное на фоне скромных памятников на могилах ветеранов Великой Отечественной войны. Возвращаясь к разделу статьи И. А. Разумовой «Память и по минки» и касаясь вопроса «сим волической связи с предками», хочется все же возразить автору. Ее утверждение, что «для очень многих людей и родственных общностей эта функция весьма актуальна, вряд ли меньшее чис ло индивидов и семей признают, что память живет «внутри нас» и ушедших надо не столько «поми нать», сколько «вспоминать» или «помнить», далеко не бесспорно. Конечно, вечная память как эле мент социальной жизни не явля ется мифом, но повседневная, и не показная, память должна быть в традициях народов, государств, каждой семьи и каждого человека. Под сенью Трифона | №1(6) 2013 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz