Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
(£Т\лёмжШл ■ucmoJufa u Алексей Алексеевич Киселев — доктор исторических наук, профессор, почетный гражданин города-героя Мурманска. Нина Владимировна Киселева О кольских некрополях и других кладбищах В русской культуре тема клад бищ всегда занимала особое и немалое место — и в философ ских трудах, и в литературе, и в живописи. Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу; Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам ( А. С. Пушкин) Из картин по этой тематике сразу вспоминается полотно И. Левитана «Над вечным покоем». Русский религиозный философ В. Розанов неоднократно отме чал в русском православии «тре петное, иконостасное отношение к мертвому телу, мощам предка, «живущим» своей особой жиз нью под могильным камнем», а историк Н. Костомаров в своих трудах писал, что «издавна мо гилы родителей и предков были святыней русского народа, и кня зья наши, заключая договор меж ду собой, считали лучшим знаме нием его крепости, если он будет произнесен на отцовском гро бе». Н. Федоров, русский фило соф, один из основоположников русского космизма (религиозно философское направление), за мечал, что «духовное одичание приведет к тому, что кладби ща превратятся в гульбища». Но философ, вероятно, имел в виду действующие кладбища, а что же касается заброшенных, забытых кладбищ, то надо бережно пере носить останки в определенные места, иначе со временем живым будет некуда отступать. В советское время о кладби щах почти не упоминалось ни в общественном ракурсе, ни в на учном сообществе. Изредка по являлись публикации о некро полях Москвы (Новодевичье, Ва ганьковское кладбища) и Ленин града (Пискаревское и Волково кладбища). И только с конца ХХ века ситуация изменилась — ин терес к кладбищам появился по всеместно. Не была исключением и наша область. Одним из первых исследовате лей истории кольских кладбищ стал студент Мурманского пе динститута Павел Федоров, поз же, когда он стал преподавателем и кандидатом исторических наук, у него появились помощники и соратники (А. Н. Синицкий, А. А. Малашенков). Молодые исследо ватели начали с Кольского клад бища, затем переключились на тему более глобальных масшта бов — «Мурманский некрополь». Именно усилиями этих кра еведов у нас на Кольском Севе ре и начала создаваться кольская некрополистика, которая вскоре стала занятием и уделом не толь ко любителей старины и энтузи астов краеведения, но и объек том целенаправленной научно исследовательской работы целой группы обществоведов. Об этом свидетельствуют гранты Рос сийского гуманитарного научно го фонда и правительства Мур манской области, а также уча стие в Программе фундаменталь ных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» по проек ту «Погребально-мемориальная культура «советских» городов в ХХ — начале ХХІ вв.». Совершенно не случайно в сен тябре 2012 года в Мурманске на базе МГГУ был проведен научно практический семинар «Некропо ли Кольского Севера: изучение, со хранение, коммуникации». Мате риалы этого форума и стали осно вой рецензируемой публикации. НЕКРОПОЛИ КОЛЬСКОГО-^' СЕВЕРА \Ѵ ИЗУЧЕНИЕ. СОХРАНЕНИЕ. КОММУНИКАЦИЯ 58 Под сенью Трифона | №1(6) 2014
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz