Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

и размышлений , философскому о смы сл ен ию прои сходящ его . С чем это связано? — Я никогда не заставляю себя писать. Пишу лишь тогда, когда молчать невмоготу. А сгоряча не только в публицистику скатиться можно. Может теперь и не напи­ сал бы многого из того, что было написано. Человек с годами му­ дреет... А может, так ему кажется. Истины не знает никто. Мне она представляется гигантской мозаи­ кой, которую невозможно окинуть взглядом . И все мы топчемся, разглядывая эту мозаику, состоя­ щую из чёрных, белых, цветных, ярко насыщенных, контрастных элементов. Кому-то попадаются нежные полутона... и все кричат, доказывая друг другу, что истина есть белое, или красное, или чёр­ ное, или серо-буро малиновое... И все правы, поскольку смотрят на истину и видят её, и все заблуж­ даются, поскольку всё изображе­ ние целиком человечий взгляд не вмещает. Мало — твёрдо стоять на истине. Нужна ещё некая сила, по­ зволяющая подняться, воспарить над всеми противоречиями окру­ жающего мира, примирить их в себе, совместить несовместимое... Вот тогда истина и откроется. А вообщ е , е сли сл едо в ат ь духовно-нравственной русской православной традиции, человек не только может, но и должен ме­ няться. Меняться к лучшему, по­ стоянно отвергая от себя плохое и приобретая хорошее. В церковной жизни для этого существует по­ каяние. Невоцерковлённый чело­ век может заняться самоанализом. Я думаю, на шестом десятке естественно желание заняться самокопанием, переосмыслением прожитого. Наверное, это душа к покаянию готовится. Потому и стихи такие. — В своё вр ем я первые гл а ­ вы твоего ром ан а «Феодорит Кольский» произвели на меня довольно я р к о е вп еч а тл ени е . Когда ты п л ани ру еш ь з а к о н ­ чить работу над романом? Со­ гласен ли ты , что сейчас есть среди мурманчан неутолённая ч и т а т е л ь с к а я п о тр еб н о с т ь в и с т о р и ч е с к о й х у д о ж е с т в е н ­ ной литературе о нашем крае? — Не знаю, вернусь ли я к серьёзной прозе, но к «Феодори- ту» — едва ли. Дело в том, что для написания качественно го исторического ром ан а нужны и с торич ески е факты, нужны общепринятые, устоявшиеся исторические об ­ разы. Во всяком случае, образы главных героев исторического произведения для самого автора должны быть чётко определены. После смерти краеведа И ва ­ на Фёдоровича Ушакова у нас в области появилось множество противоречивых мнений о некото­ рых событиях истории Кольского края. Идут споры об исторических личностях, описываемых мной в набросках романа. Вплоть до того, что ходят слухи о том, что канонические жития Кольских святых будут переписаны. Мне необходимо во всём этом разобраться , необходима у в е ­ ренность в том, что я правиль­ но представляю своих героев. И ответственность умножается многократно, поскольку мои лите­ ратурные герои не вымышленные, а вполне реальные исторические личности, и не просто личности, а Кольские святые. Для меня это как раз тот случай, когда лучше промолчать, чем ошибиться. Под сенью Трифона | №1(6) 2014 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz