Под сенью Трифона. 2014 г. №6.
и размышлений , философскому о смы сл ен ию прои сходящ его . С чем это связано? — Я никогда не заставляю себя писать. Пишу лишь тогда, когда молчать невмоготу. А сгоряча не только в публицистику скатиться можно. Может теперь и не напи сал бы многого из того, что было написано. Человек с годами му дреет... А может, так ему кажется. Истины не знает никто. Мне она представляется гигантской мозаи кой, которую невозможно окинуть взглядом . И все мы топчемся, разглядывая эту мозаику, состоя щую из чёрных, белых, цветных, ярко насыщенных, контрастных элементов. Кому-то попадаются нежные полутона... и все кричат, доказывая друг другу, что истина есть белое, или красное, или чёр ное, или серо-буро малиновое... И все правы, поскольку смотрят на истину и видят её, и все заблуж даются, поскольку всё изображе ние целиком человечий взгляд не вмещает. Мало — твёрдо стоять на истине. Нужна ещё некая сила, по зволяющая подняться, воспарить над всеми противоречиями окру жающего мира, примирить их в себе, совместить несовместимое... Вот тогда истина и откроется. А вообщ е , е сли сл едо в ат ь духовно-нравственной русской православной традиции, человек не только может, но и должен ме няться. Меняться к лучшему, по стоянно отвергая от себя плохое и приобретая хорошее. В церковной жизни для этого существует по каяние. Невоцерковлённый чело век может заняться самоанализом. Я думаю, на шестом десятке естественно желание заняться самокопанием, переосмыслением прожитого. Наверное, это душа к покаянию готовится. Потому и стихи такие. — В своё вр ем я первые гл а вы твоего ром ан а «Феодорит Кольский» произвели на меня довольно я р к о е вп еч а тл ени е . Когда ты п л ани ру еш ь з а к о н чить работу над романом? Со гласен ли ты , что сейчас есть среди мурманчан неутолённая ч и т а т е л ь с к а я п о тр еб н о с т ь в и с т о р и ч е с к о й х у д о ж е с т в е н ной литературе о нашем крае? — Не знаю, вернусь ли я к серьёзной прозе, но к «Феодори- ту» — едва ли. Дело в том, что для написания качественно го исторического ром ан а нужны и с торич ески е факты, нужны общепринятые, устоявшиеся исторические об разы. Во всяком случае, образы главных героев исторического произведения для самого автора должны быть чётко определены. После смерти краеведа И ва на Фёдоровича Ушакова у нас в области появилось множество противоречивых мнений о некото рых событиях истории Кольского края. Идут споры об исторических личностях, описываемых мной в набросках романа. Вплоть до того, что ходят слухи о том, что канонические жития Кольских святых будут переписаны. Мне необходимо во всём этом разобраться , необходима у в е ренность в том, что я правиль но представляю своих героев. И ответственность умножается многократно, поскольку мои лите ратурные герои не вымышленные, а вполне реальные исторические личности, и не просто личности, а Кольские святые. Для меня это как раз тот случай, когда лучше промолчать, чем ошибиться. Под сенью Трифона | №1(6) 2014 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz