Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

Правда, были у меня за этот период три зимних сезона работы в кочегарке на твёрдом топливе. И это были самые материально бла­ гополучные отрезки моей жизни. Но, как ни парадоксально, я против материальной поддержки поэтов государством . Это н е ­ реально. Каким образом можно материально поддержать поэта? Назначить поэтам пособие? В Рос­ сии столько пишущих, что страна разорится. Выбрать лучших? Кто будет выбирать? Да и при современной корруп­ ции любые деньги, выделенные на это мероприятие, ни в коем случае не дойдут по назначению, осев в известных карманах. Писателя должен кормить чита­ тель. Задачей государства должно стать воспитание читателя. При такой вакханалии в образовании в России скоро не только литера­ туру, но и вывески на магазинах, написанные по-русски, читать разучатся. Государству не поэтов спасать надо, а само слово поэтическое. Популяризировать классику. Эле­ ментарно ведь: провести на цен­ тральном телевидении вместо «М ину ты славы» конкур с на лучшее прочтение стихотворения Пушкина. Условие: стихотворение для прочтения участнику предла­ гает жюри непосредственно перед выступлением. Главный приз — 5 миллионов. Через год в стране со знанием Пушкина проблем не будет. И я почему-то убеждён, что такие вложения в образование на сегодняшний день будут самыми эффективными и реально осуще­ ствимыми. То, что государство не может формировать культуру народа, — миф для оправдания бездействия власти в этом направлении, либо сознательное самоустранение от формирования культурного об ­ лика нации. Простой пример: ещё 10 лет назад страшно было переходить с ребёнком через дорогу. А сегод­ ня — не страшно. Пропускают! Уступают! Тормозят! И не потому, что боятся штрафа. Через стекло вижу лица водителей. На них всё написано. Появляется негативное отноше­ ние к пьяным и курящим. Сам пью и курю, как п а р о ­ воз. И методы репрессивные к курящим меня лично не устраи­ вают. Но результатами доволен. И протестовать против борьбы с пьянством и курением на улицу никогда не выйду. И, кого смогу, постараюсь удержать от этого. Поскольку думаю уже не столько о детях, сколько о внуках. Может, хоть их минует эта зараза. Разве это не влияние государ­ ства? Разве это плохо? И разве на это нужны большие деньги. Вовсе нет. Нужна лишь твёрдая позиция власти. У нас многое делается в об ­ ласти пропаганды здорового об­ раза жизни тела. Если бы так же работали в области духовного здоровья, нравственного форми­ рования личности, то в результате и народом бы были востребованы совсем иные культурные ценности и произведения. Главное для развития нашей литературы и культуры в целом — наличие образованного граждани­ на, отличающего настоящие про­ изведения от поделок, имеющего потребность в культурной жизни, в изучении родной истории... Русский писатель сп асётся только русским читателем. Нет у русских писателей другого спасе - ния и быть не может. — Не раз доводилось слышать, что лучшие твои стихи помеще­ ны в сборник «Звонаря зрачок», вышедший ещё в 90-х годах. Ты мог бы согласиться с этим? — Да, действительно, «Звонаря зрачок» был первым моим сборни­ ком, о котором всерьёз заговорили. Сборник состоялся практически без моего участия, стараниями не­ забвенного Виталия Семёновича Маслова. Я как раз в этот период работал в Норвегии. Виталий Семёнович сам собрал рукопись из последних стихов, опублико­ ванных в журнале «Север». Он и название дал сборнику, и обложку придумал, и художника нашёл, и издал... Я только в типографию приехал — забирать... Стихи, вошедшие в эту книжку, писались в удивительно светлый период моей жизни. Я крестьян­ ствовал. Работал с каким-то не­ земным упоением и был безмерно счастлив оттого, что работаю на себя, произвожу продукты для народа... Кстати, тогда же и кре­ щение принял. Писалось мне удивительно легко. И тогда казалось, дайте мне свободное время и письменный стол в зам кну том тихом п р о ­ странстве — завалю все издания первосортной поэзией и прозой... Теперь есть и время, и покой, и персональный компьютер... Но внутреннего духа, порыва такого нет. И не будет уже, наверное. Это к вопросу о том, чем можно помочь писателю. Материально ему помочь невозможно. Нужно дать писателю внутреннее ощу­ щение своей правоты, нужности людям, дать возможность жить по справедливости и право словом призывать к борьбе с несправед­ ливостью, вкупе с осознанием того, что слово твоё будет услы­ шано и возымеет действие. В конце 80-х и самом начале 90-х такое ощущение было. Ко­ нечно, оно было ошибочным , ложным... А жаль. — П о э т Г е н н а д и й И в а н о в п и с а л , ч т о н е к о т о р ы е т в о и прежние стихи слишком публи­ ци с тичны . Ты д ействительно раньше отзывался в стихах на те события, которые корёжили страну : гибель «Курска» , р а з ­ в ал армии , обнищание народа и т. д. В одном из последних твоих сборников «Я выживу» чувствуется тенденция к уходу в мир собственных переживаний 56 Под сенью Трифона | №1(6) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz