Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

не нужны наши оценки их твор­ чества, советы наши, поскольку мы ни в коей мере не влияем на выход их творений к читателю и слушателю. Мы вынуждены были выпол­ нять требования редакторов, ре­ цензентов, руководства отделений Союза писателей для того, чтобы быть изданными. Альтернативы не было. Но в этом были не толь­ ко минусы . Формировались и сохранялись какие-то традиции, возникали школы, чувствовалась преемственность поколений. Поколение, выросшее в 90-х, во многом отличается от нас. Они независимее, смелее в суждениях... Их творчество ничем не огра ­ ничено извне. Пределы, мораль­ ные и эстетические ограничения определяет лишь сам автор. Они не хуже и не лучше нас. Просто другие... Одно меня пугает — это то, что к литературной деятельности они относятся, в подавляющем своём большинстве, как и к лю­ бой деятельности иного рода. По современным понятиям, всякая деятельность — это средство по­ лучения материальных благ. И потому литература сегодня — занятие не престижное, поскольку малодоходное. Какое уж тут слу­ жение... — Почему, на твой взгляд , в мурманской литературе сегодня т а к слабо представлена марини- стика. Если почитать известных мне поэтов, особенно «до 40», у постороннего человек а может в о зн и к н у т ь впечатление, что живут они в сухопутном городе. — Упадок маринистики на Мурмане надо напрямую связы­ вать с разрушением флотов — ры­ боловного, торгового, военного... Достаточно взглянуть на залив. Раньше вдоль всей причальной линии по т р и—ч етыре борта стояли суда, рейд был забит, по­ стоянно какие-то плавсредства перемещались по акватории, порт круглосуточно громыхал, скреже­ тал и гудел — не прекращались погрузочно-разгрузочные рабо­ ты... А теперь? По сравнению с 70-80 годами прошлого столетия — пустота. Вакуум... У каждого народа есть основ­ ные характерные промыслы (про­ изводства, агротехники, ремёсла), основные виды д еятельности , которые не только физически обе­ спечивают существование людей, но и формируют их культуру. В целом, русский народ — пахарь и воин. Но территория России огромна. Поэтому каждый регион исторически формировал свою самобытную культуру, каждая из которых, не выпадая из целост­ ного национального образа, яв ­ ляется составной частью русского психотипа. В этот психотип неразрывно входят и тульские оружейники, и вологодские сельхозпромышлен- ники (вологодское масло, поше­ хонский сыр), и Сибирь, вошедшая в общероссийское самосознание «сибирским валенком» и «сибир­ ским здоровьем», и уникальные казачьи культуры , о б р а зо в а в ­ шиеся на границах нашего госу­ дарства, Оренбург — неразрывно связанный с пуховыми платками; Хохлома, Палех... Таковой была и поморская куль­ тура, объединявшая Мурман и всё Беломорье. Мне кажется, что страшнее всего для любой нации — ли ­ шение возможности заниматься традиционным производством, разрушение устоявшегося уклада жизни. Все попытки сохранения культуры в такой ситуации пре­ вращаются в фарс. Не спасают ни фестивали народного творчества, ни демонстративные шествия в национальных костюмах, ни этнографические музеи, ни препо­ давание в школах «регионального компонента». Я не знаю статистики, но ещё двадцать лет назад практически каждая семья моих мурманских знакомых так или иначе была связана с морем: обязательно хоть кто-то из семьи или ближайших родственников ходил в море, или занимался переработкой рыбы, или служил на Северном флоте, или преподавал в учебных за ­ ведениях, готовивших кадры для флотов... Сегодня — лишь знакомые флотские пенсионеры. Хорошую маринистику может написать только человек, не про­ сто прикоснувшийся к морю, а воспринявший море всем сердцем, выросший на морской романтике, связавший свою судьбу с ним... И будет ли маринистика вос­ требована? Ведь нужен ещё и чи­ татель, понимающий и любящий то, о чём пишет автор. Возможно, сегодня будет поль­ зоваться успехом какой-нибудь детектив, связанный с морем или история любви моряка. Но вовсе не из-за моря... Маринистика, особенно сти ­ хи — это своеобразная, уникаль­ ная в своём роде романтика — романтика странствий, тяжёлой и опасной мужской работы. Ро­ мантика разлук и тягостных ожи­ даний, ревности и подозрений... Романтика веры в верность, в любовь, которая сильнее време­ ни и расстояний, в незыблемость семейных уз... Когда всё это уходит из жизни, сменяется иной романтикой — уходит и маринистика. — Л и т е р а т у р н ы м т р у д ом с е го дн я ж и т ь оч ен ь труд н о . А то л ьк о с тих ам и и вовсе не проживёшь. Должно ли, на твой взгляд , государство поддержи­ в а т ь поэтов в условиях, когда интерес к поэтическому слову в стране минимальный? — Я литературным трудом живу с конца девяностых. Прак­ тически — только стихами. Хотя, конечно, нормальной жизнью моё существование назвать трудно. Никому так жить не советую и тем более — не призываю. Под сенью Трифона | №1(6) 2014 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz