Под сенью Трифона. 2014 г. №6.

<гю*утшмш Валентина Устиновна Маслова — хранительница творческого наследия писателя Виталия Семеновича Маслова. Дмитрий Балашов и Виталий Маслов: созвучие в творческих делах Виталий Семенович Маслов очень высоко ценил т ал ан т и творчество Д. М. Балашова. Вот его слова о нем: «Дмитрий М ихайлович Б а ­ лашов — ученый и, безусловно, лучший русский исторический пи­ сатель современности. Старшее поколение, почти что его ровес­ ники, вырастали на его романах «Марфа-посадница» и «Господин Великий Новгород». Мы, мурманчане, обязаны Ба­ лашову — писателю и уч е но ­ му — лучшим сборником сказок Терского берега: Дмитрий Михай­ лович записал их от сказителей, обработал, подготовил к изданию. Россия обязана ему не имеющей подобия книгой — исследованием «Русская свадьба», которую я назвал бы исследованием-поэмой. И все-таки главный труд его, труд продолжающийся, — это цикл романов «Государи москов­ ские» и книг, смежных по содер­ жанию с этой магистральной темой: «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симе­ он Гордый», «Ветер времени», «Отречение», «Похвала Сергию», трехтомная «Святая Русь». Не написать, а только задумать все это, — было быуже подвигом, но он и исполнил! Духовный наследник Карамзина, Пушкина, Гумилева, он миллио­ нами и миллионами экземпляров своих книг возвращал нам нашу прекрасную историю и возвра­ щает ее сегодня, только тиражи ныне в лучшем случае — сотни тысяч. Один он исполнил то, что и 10-этажному институту не сделать бы, и, в этом смысле, стоит он рядом и с Карамзиным, и с Далем: было и есть нечто та­ кое, что под силу поднять одному, но не под силу — вдвоем. При этом заметить должно, что по книгам Балашова без опаски можно (и нужно порой!) проверять точ­ ность многих и справочников, и энциклопедий». Восхищаясь образом жизни Д. М.Балашова, Маслов в своем дневнике пишет, что он сам обу­ чал грамоте своих детей в деревне Чеболакше, на берегу Горской губы Онежского озера, и тут же добавляет слова М. В. Кукушкина из книги «Монастырские библио­ теки Русского Севера»: «Антоний Сийский, например, обучался гра­ моте в деревне близ Белого моря, Александр Свирский — в родной деревне в Обонежье, в том же селе еще ранее научился грамоте и Зосима Соловецкий». По мнению В. Маслова русские писатели , особенно северяне, не согласны были с заявлением Владимира Ильича, что к северу от Вологды — дикость и ничего, кроме дикости. Дмитрий Балашов поехал на Север изучать вековые традиции русского мастерства и практически один вступил в битву за спасение памятников деревянного зодчества. А Ста­ нислав П анкратов писал , что жители отдаленного Севера сами устраивали мореходные классы в селах, где извечно существовала удивительная школа плотницкого мастерства, где вырос и сам Ми­ хаил Ломоносов. Я не знаю, когда В. Маслов впервые встретился с Д. Б ала ­ Виталий Маслов, Дмитрий Балашов и Семен Шуртаков в белорусской деревне. 24 Под сенью Трифона | №1(6) 2014

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz