Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
Далее читатель представляет себе образы даров прозорливости и чудотворений, обретенных свя той еще при жизни. «Вскоре окру жающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл... Все на перебой упрашивали «Андрея Фе доровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной... Мате ри, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой бла гословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блажен ной исцелит его». Прозорливость и чудотворения сильнее времени и физического пространства. Поэтому перспек тива житийного повествования обращается от прошлого к насто ящему и будущему - становится обратной. Средствами обращения прямой перспективы разверну той житийной картины в обрат ную служат глаголы настоящего времени несовершенного вида и будущего времени совершенного вида: кроется, берет, бывает, ис целит. Подобно иконописному об разу, словесный образ жития свя той Ксении обращается и посте пенно начинает снисходить из ее прошлой земной жизни в нашу на стоящую и будущую жизнь свои ми чудотворениями. В конце Жития обратная пер спектива описания образа святой блаженной Ксении окончательно утверждается как доминирующая, приближая этот образ к нам как родной, близкий и помогающий преодолевать трудности настоя щей и будущей жизни. «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладби ще!»; «Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная па мять о ней не исчезает... В настоя щее время часовня отреставриро вана и вновь открыта для доступа и молитвы. Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою ми лость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее не бесному предстательству. Аминь». От прямой перспективы сопе реживания и сострадания под вигам святой блаженной Ксении внимание читателя обращается в конце Жития в настоящее вре мя. Грамматическими средства ми выстраивания обратной пер спективы повествования служат глаголы и причастия настоящего времени: сидишь, штопаешь, зна ешь, иди, творимые, не иссякают, не исчезает, притекающим. Сам термин «настоящее время», ука зывает на остановку течения вре мени, на преобразование словес ного повествования в развернутое пространственное представле ние - словесную икону. Подобно художнику-иконописцу, писатель тоже останавливает ход времени, сводя прошлое, настоящее и бу дущее в единое пространственное изображение. Только средства ми создания этого объемного изо бражения на плоскости бумажно го листа служат не краски и кисти, а слова и их части: приставки, кор ни, суффиксы и окончания. Каждый человек в той или иной мере обладает творческими спо собностями, то есть поэтическим даром (вспомним, что в перево де с греческого языка поэт - это «творец»). Наши речевые сообще ния помимо познавательной обла дают еще и поэтической функци ей: «можно говорить о вкладе эти мологически прозрачных единиц в акт коммуникации. Однако ком муникация такого рода имеет дело не столько с обменом сообщений с познавательной функцией, сколь ко с обменом сообщений с эмотив- ной или поэтической функцией» (В.Н. Топоров, выделено нами). «Поэтическая функция» рече вого сообщения - это работа, на правленная на последовательное словесное воплощение иконы - единого пространственного образ ца истины. Для отправителя со общения представляемый образ- икона служит отправной точкой, истоком изречения. Для получа теля сообщения предлагаемый его вниманию образ-икона явля ется целью творческого восприя тия внимаемого изречения. Осно вой для взаимного понимания со общений в речи служит языковая икона - скрытый в сообщаемом слове образ-этимон, ведомый и от правителю, и получателю. Если одному из участников со общения внутрисловная икона не ведома, то и его понимание из речения будет не поэтическим, а поверхностным, формальным, ли шенным соображения - безобраз ным. В данном контексте сообра жение не является синонимом рас суждения. Это слово применяется в своем прямом корнесловном смыс ле: как творческое соотнесение, со поставление и соединение несколь ких мыслимых образов в новый живой иконологический образ. Соображение отправителя со общения заключается в том, что он творчески соотносит вообража емый образ-замысел своего изре чения с языковым образом, скры тым внутри слова, подобранного им для исполнения замысла. Пре жде, чем произнести свое изрече ние, творчески мыслящий отпра витель сообщения соображает две иконы в одну: объединяет чув ственный образ вещи, о которой он намерен сообщить, с языковым образом, скрытым внутри слова, которым он называет эту вещь. В момент соображения двух обра зов - воспринимаемого из жизни и воспринимаемого из языковой памяти - отправитель сообщения становится поэтом: творцом ново го словообраза. Плод его сообра жения - это речевое произведение, порожденное его чувствами, мыс лью и памятью. Изреченное ре чевое произведение - это вопло щенное в слове иконологическое представление, предлагаемое для восприятия собеседнику. Но не только отправитель со общения должен стать творцом словесной иконы - соображения. Важно чтобы слушатель или чи татель тоже становился бы поэтом. Нам сегодня надо восстанавли вать прерванную древнюю народ ную традицию корнесловного ре чевого мышления. Это значит, что надо вновь навыкать ведать обра зы, скрытые в корнях слов русской речи, соображая их с собственны ми взглядами и представлениями. 88 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz