Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
димое иконописное изображение святой блаженной Ксении Петер- буржской отличается намеренным сочетанием вспомогательной пря мой и господствующей обратной перспективы. Прямая перспекти ва фона иконы обращает внима ние молящегося на два этапа жиз ненного пути святой Ксении: вос хождение из далекого природного мира к храму и к упокоению во Христе, и нисхождение из храма Божьего, из торжествующей не бесной церкви к тем, кто молит венно призывает ее в современном мире. Левая ступня святой почти выходит за рамки изображения, направляясь навстречу молящим ся. При этом главная дорога, по ко торой святая приближается к нам от храма, изображена в прямой перспективе. Ответом святой Ксении на наши молитвенные прошения служит другая, меньшая дорожка, изобра женная в правой части иконы в об ратной перспективе. Казалось бы, в канонических иконописных изо бражениях обратная перспектива служит не для увлечения зрите ля в мир иконы, а наоборот - для вхождения изображаемого свято го в наш земной мир. В этой иконе иначе: обратная перспектива малой дорожки, ведущей в храм, пригла шает молитвенника войти в Дом молитвы, последовать примеру блаженной Ксении и обрести про симое от Бога. Важно, что откры тые врата храма, в которые вовле кает молитвенника малая дорожка, изображены в прямой перспективе. Таким образом, сочетание слу жебной прямой и доминирующей обратной перспектив в этой иконе призывает молящихся к Престолу Божию, к вечной жизни. Сначала молитвенники обращаются к вос поминаниям о житии святой, о ее сначала безмятежной, а затем под вижнической земной жизни (дале кий фоновый пейзаж, отделяемый от переднего плана изображени ем храма). От этих воспоминаний и размышлений внимание зрителя обращается к воспоминаниям о ве ликих посмертных благодеяниях и чудотворениях блаженной Ксении, о ее близости к нам, об откликах святой на молитвенные обраще ния притекающих в Божий храм людей. Плодом доминирования обратной перспективы этой ико ны должно стать укрепление веры молящихся, обращение и устрем ление их от мирской суеты к хра му, то есть от временной к вечной жизни во Христе. Подобно православной иконе, словесный текст, и даже каждое сотканное из слогов живое слово, также представляет собой сочета ние прямой и обратной перспек тив. Различие между перспектив ными представлениями иконопи си и плетения словес заключается в порядке изложения и восприя тия. Иконописец сначала молится, читает словесный текст жития, а затем пишет единый развернутый в пространстве образ. Этот про странственный образ представля ет собой исповедание разверну той цельной точки зрения на лич ность святого, на его житие, на взаимоотношения человека и Бога, на земную и вечную жизнь. Мо литвенник, обращающийся к ико не, должен провести в общении с нею время. Сначала надо обра титься к памяти о той последова тельности событий, которая изо бражена иконописцем, затем - по пытаться вступить в богообщение, постучаться у входа в изображен ный на иконе Горний мир. После этого надо набраться терпения и дождаться главного события: от клика изображенного святого на молитвенный призыв, его снис хождения в твой внутренний мир, в открытое для Бога сердце. Написание и творческое прочте ние слова или текста подразумева ет иной порядок мышления и дей ствий. Отправитель сообщения сначала созерцает картину мира, всматривается в происходящее и ищет свою точку зрения. Точка зрения здесь является не изобра женным итогом творчества (как у иконописца или художника), а от правной точкой - начальной сту пенью творческого пути. Став на своюточку зрения, повествователь начинает разворачивать словес ную ткань своего текста во време ни: последовательно излагая в сло вах отдельные иконические обра зы, идеи и события. При помощи речевых грамматических и фоне тических средств повествователь в ходе изложения будет обязатель но обращать внимание получателя сообщения к прошлому, настояще му и будущему, чередуя прямую и обратную перспективы. К примеру, в словесном тексте Жития блаженной Ксении Петер- буржской сначала повествуется о ее земной жизни в XVIII веке и о внезапной потере мужа. «Блажен ная Ксения родилась между 1719и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла вПетербурге. Мужем Ксении был певчий придворно го хора Андрей Феодорович Пет ров. О детстве и юности блажен ной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юрод ства Ксении - внезапная смерть мужа, умершего без христианско го покаяния». Грамматическими средствами, увлекающими внима ние читателя в прямую перспекти ву прошлого, в этом тексте служат глаголы и причастие прошедшего времени совершенного и несовер шенного вида: родилась, несла, со хранила, умершего. В тексте Жития постепенно раз ворачиваются картины тех подви гов, бед, гонений и тягот, которые добровольно приняла на себя бла женная Ксения. «После этого бла женная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужни ном костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Пе тербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим на падкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость дава ли повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумить ся над ней. Но блаженная Ксе ния, непрестанно молясь, безро потно несла свой спасительный подвиг». Средствами увлечения внимания в прямую перспекти ву представлений о пережитых блаженной Ксенией подвигах и страданиях по-прежнему служат глаголы и причастия прошедше го времени совершенного (под виги) и несовершенного (страда ния) вида. Под сенью Трифона | №1(5) 2013 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz