Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
плохой. Болезненное состояние души учащегося не означает, что он «необучаем», «второсортен», или может быть не любим учи телем. Чем тяжелее учащемуся воспитываться чистыми образа ми, словами и смыслами первого рода, тем больше требуется терпе ния и сострадания к больному, тем бережнее необходима забота, тем больше должна быть целительная сила любви воспитателя. В отличие от поверхностно го абстрактно-логического пони мания, иконологическое воспри ятие речи сводится не к анали зу и толкованию значений слов, а к целостному видению содержа ния высказывания как единой кар тины. Образное иконологическое осмысление ключевых слов текста урока вдохновляет и определяет те значения, которые придаются сло вам в речи учащихся. К примеру, в текстах многих произведений Н.В. Гоголя есть однокоренные ключевые сло ва «чин» и «чиновник». На уроке по тексту повести «Шинель» уча щиеся в течение двух минут лег ко нашли эти ключевые слова, по скольку на первых трех страницах они повторяются более 20 раз. На вопрос «Хотите ли вы стать чи новниками?» в начале урока все дружно ответили отрицательно. Обратившись не к современным толкованиям, а к этимологиче ским корням этих слов, учащиеся выяснили, что «чин» - это, пре жде всего, «строй, порядок» (Сло варь Шанского, с. 365). Сделали логический вывод о том, что суть служения чиновника - в наведе нии порядка из хаоса, в устроении жизни. Обнаружили, что этимоло гически родственными чину и чи новнику являются слова чинить и сочинять. Далее учащиеся с удивлением открыли для себя, что, по данным этимологических словарей, сло ва чин и чиновник - производные «от той же основы, что греческое роіео «делаю» (Там же, с. 365). Да лее установили, что от того же гре ческого корня происходят слова поэзия, поэма, поэт (там же, с. 250). Поэт - это греческое имя, означа ющее «творец», одно из имен Бога. Вспомнили, что поэты называют ся еще сочинителями. Догадались, что «Мертвые души» названы по эмой не только как сочинение, но как попытка Гоголя содействовать восстановлениюдолжного порядка в душах людей и в жизни России. Обращение к школьному эти мологическому словарю помогло выявить одну из иконологических основ текста повести «Шинель» и всего творчества Гоголя в тече ние 7-10 минут урочного време ни. Иконологическое осмысление должности чиновника и призва ния сочинителей-поэтов, в свою очередь, помогло детям открыть для себя истинную суть челове ческого служения и исполнения должностных обязанностей в этом мире. Внутреннее столкновение соображений учащихся о гоголев ских чиновниках и об истинной иконологической сути чиновниче ства привело некоторых из них к катарсису - внутреннему очище нию и прояснению представлений о чинах, званиях, сочинительстве и творчестве. Иконология первого рода испол няет слова и смысл высказываний учителя светом истины. Подобно православным святым иконам на правленность в такой иконологии преобладает обратная перспекти ва. Обратная перспектива подра зумевает духовное снисхождение Образа Божия из Царства небес ного во внутренний мир, во вну- триличностный контекст учаще гося. Прямая перспектива, свой ственная современнойживописи и абстрактно-логической речи, уво дит зрителя или слушателя (чи тателя) из реального настоящего мира в туманную даль, к новым горизонтам сомнительных науч ных открытий и иной мыслимой жизни. Прямая перспектива име ет целью увлечь человека из на стоящего пространства и времени в мир химерических иллюзий и фантомов прошлого или будущего - не грядущего, а именно будуще го. Грядущее отличается от буду щего тем, что оно уже грядет, уже есть в духовном мире, и наступа ет в нашматериальный мир в виде обратной перспективы. «Светлого будущего», прямыми перспектива ми которого нас увлекают «крем левские мечтатели», не просто еще нет, его может и не быть никогда - одни химеры и иллюзии. В своей работе «Обратная пер спектива» о. Павел Флоренский убедительно доказывает несостоя тельность «перспективной» гума нистической традиции в живопи си. То же можно сказать и о линг вистике, и о педагогике: смысл слов, не возвращающих внима ние от прошлого, будущего или виртуального, обратно к настоя щему, ложен и иллюзорен. Фло ренский пишет: «От действи тельности — к картине, в смысле сходства, нет моста: здесь зияние, перескакиваемое первый раз — творящим разумом художника, а потом — разумом, сотворчески воспроизводящим в себе карти ну». ( Флоренский П.А., священ ник. Соч. в 4-хтт. —Т.3(1). —М.: Мысль, 1999. —С.46-98). Букваль но то же можно сказать и об ико нологии речи: от вещи к ее вну трисловному образу-иконе тоже нет моста. Каждый раз «зияние» между обозначаемым и обознача емым «перескакивается» сначала говорящим (творцом текста), а по том - слушающим-сотворцом. В православной святой иконе обратная перспектива является не единственно приемлемой, но го сподствующей. Например, приво 86 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz