Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
приступном углу, как будто таит ся в нем даже от дневного света...» (Ф.М. Достоевский, «Белые ночи, сентиментальный роман. Из вос поминаний мечтателя»). Говоря о превращении челове ка в «какое-то существо средне го рода», Достоевский напоминает нам о земнородной душе животно го (средний род - оно) и о богопо- добии человека (муж и жена). В от личие от животных, человек взят от земли и вдохновлен Богом «в душу живу»: «И создал Бог челове ка, персть (взяв) от земли, и вдунул в лицо его дыхание жизни: и стал быть человек в душу живу» (Бы тие, 2:7). В первой главе Книги Бы тия говорится: «И рече Бог: да из вергнет земля душу живу по роду» (Быт. 1:24). Далее в первой главе говорится еще не о создании вдох новленного «в душу живу» чело века, а сотворении человека по об разу Божию для обладания «всею землею, и всеми гадами, пресмы кающимися по земле» (Быт.1: 26). Человеческое достоинство за ключается в самообладании, то есть в обладании своей земной природой «и всеми гадами, пре смыкающимися по земле». Про тивоположные сентиментальной мечтательности душевные состо яния обычно называют присут ствием духа, взятием себя в руки, внутренним пробуждением, трез- вением, живым откликом на про исходящее. Чтобы стать человеком в пол ном библейском смысле этого сло ва, необходимо постоянно уподо блятьсянажизненномпутисвятым иконам - образцам Богоподобия, и преодолевать в себе мечтатель ность, свойственную «какому-то существу среднего рода, ... таяще муся от дневного света». В каждомживом слове есть своя внутренняя икона. Внутрислов ные иконы прообразуют подоба ющее отношение человека ко всем названным словами вещам. Клю чом к осознанному подобающему поведению по отношению к той или иной вещи является навык ве дения внутрисловных икон - свой ственного детям, поэтам, худож никам и творческим личностям иконологического мышления. Слово икона употреблялось в древнем греческом языке задолго до наступления Новой христиан ской эры, до явления первой свя той иконы «Нерукотворный Спас» и до установления традиции ико- нопочитания. В переводе с грече ского на русский язык икона до словно означает «картина, рису нок, изображение». То, что этим словом теперь при нято называть святые иконы - об раза, не означает, что любая ико на - святыня. В повседневном оби ходе и в научной терминологии иконическими принято называть многие изображения, к примеру, компьютерные значки, условные знаки-символы, образы воспри нятых зрением вещей, удержива емые в иконической памяти. Бе совские изображения, упомянутые Пушкиным - тоже иконы, толь ко не святые, а сентиментальные, языческие, запечатлевающие «со мнительный и лживый идеал». Та кие иконические образы демонов вполне могут быть не столько пу гающими и смущающими, сколько привлекательными и желанными для игривого детского восприятия. Слово иконология порожде но сочетанием двух основ: ико на «изображение» + логос «слово». В буквальном смысле иконоло гия означает «изображение в сло ве». В дальнейшем, говоря об ико нологических основах духовно нравственного воспитания, мы, во-первых, будем подразумевать те образы (изображения), которые представляются человеку в мо мент восприятия или при произ несении слов. Во-вторых, будем различать два рода иконологии: 1) святые внутрисловные образы, исполненные истинной чистой ду ховности; 2) внутрисловные об разы, заражающие человеческие души страстями, сомнениями и ложными идеями. В соответствии с двумя ро дами иконологии будем после довательно различать два рода слов: 1) воплощенное в челове ческой речи Божье Слово, несу щее в себе сокровенный Лик свя тости, живую истину и благо; 2) слова искушения и лжи, несущие в себе смертельные страсти и со блазны, развращающие мысли и чувства. Поскольку даже святые слова первого рода могут воспринимать ся превратно, необходимо еще раз личать два рода смысла, придава емого слову в человеческой речи: 1) истинный смысл, означающий сочетание мыслей человека с Про мыслом Бога; 2) ложный (преврат ный) смысл, означающий сочета ние человеческих мыслей с замыс лами нечистой силы. Двум родам иконологических основ, учительских слов и смыс лов воспитующих высказываний в процессе духовно-нравственного воспитания противостоят два рода состояний души учащегося, или два рода состояний ученического внутриличностного контекста. Первый род - это состояние ду ховнойчистоты, для которого свой ственен вкус к восприятию святых образов, слов и смыслов первого рода. Для этого состояния также характерно естественное внутрен нее отвращение от образов, слов и смыслов второго рода. Подоб но привитым садовым деревьям, состояния психики первого рода можно определить как культурные. Второй род душевных состоя ний характеризуется испорченно стью вкуса к духовной пище, тя гой к нечистой пище «с душком», отсутствием или понижением им мунитета в борьбе с искушения ми. Такие состояния свойствен ны как учащимся, еще не приви тым к истинной культуре, так и учащимся, зараженным ложными идеями и страстями, несмотря на бывшую когда-то прививку к ис тинной духовности. Душевные со стояния второго рода отличаются духовным одичанием, неприязнью и воинственным нежеланием вос принимать образы, слова и смыс лы первого рода. Как первый, так и второй род внутриличностных контекстов учащихся - это именно временные состояния, а не человеческие каче ства, не постоянные свойства уча щихся. Нравственно здоровый че ловек - еще не значит святой и не- подверженный заразе, равно как и заболевший безнравственностью человек не значит - безвозвратно Под сенью Трифона | №1(5) 2013 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz