Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
of/^гоки mttevecntSe-HHO-za Иконологические основы духовно-нравственного воспитания Семенцов Василий Васильевич - кандидат педагогических наук, председатель правления Право славного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла иМефодия Санкт- Петербургской епархии. Автор книг «Отечественный язык как основа воспитания и обучения», «Исцеление языковой личности», «Беседы о святых словах отечественного языка» и др. «Я про себя превратно толковал Понятный смысл правдивых разговоров...» (А.С. Пушкин, из стихотворения) Каждый воспитанник всегда по- своему толкует «понятный смысл правдивых разговоров» воспита теля, подобно тому, как каждый организм по-своему переварива ет потребляемую пищу. В тек стах учебников и в словах учите ля содержится духовная пища, пи тающая умы и сердца мыслями и чувствами. В каждом слове воспи тателя учащиеся, вольно и неволь но, ищут таинственный скрытый смысл, пригодный для толкования про себя с целью утоления духов ной жажды. Если мысли и чувства воспитанника вмоментпонимания бывают нечисты, то и смысл слов воспитателя будет воспринимать ся превратно, с примесью незримо присутствующих нечистых духов отрицания, сомнения и страстей. Каждый учитель и воспита тель, наверняка, вспомнит приме ры превратного восприятия сво их «правдивых разговоров» с вос питанниками. Неуместный смех и обмены многозначительными «по нимающими» взглядами иногда случаются при восприятии самых чистых образов, правдивых и вы соких слов урока. Причина пре вратного толкования чистой ду ховной пищи кроется не столько в «неудачном» сочетании слов учи телем, сколько в структуре вну- триличностных контекстов уче нического восприятия. Правильно понимая преподаваемую высокую идею, увлеченные страстями уча щиеся связывают ее не со святой иконой, а с извращенными пороч ными образами нечистой духовно сти. В начале своего стихотворения Пушкин исповедует детские впе чатления от общения со святой иконой Богородицы «Знамение» в Знаменской церкви при Царско сельском лицее: Толпою нашею окружена. Приятным, сладким голосом, бывало, С младенцами беседует Она. Ея чела я помню покрывало, И очи светлые, как небеса; Но я вникал в ее беседы мало. Меня смущала строгая краса Ея чела, спокойных уст и взоров, И полные святыни словеса. В конце стихотворения он вспо минает о том, как убегал из храма от этой святой иконы к бесовским идолам-статуям Екатерининского парка: Другие два чудесные творения Влекли меня волшебною красой: То были двух бесов изображенья. Один - Дельфийский идол, лик младой — Был гневен, полон гордости ужасной... Другой - женообразный, сладострастный. Сомнительный и лживый идеал. Волшебный демон лживый, но прекрасный. Пред ними сам себя я забывал... Гений русской литературы с удивительной точностью описы вает воздействие святых икон и языческих ликов «волшебной кра сы» на детскую душу. Святая ико на производит впечатление нис хождения Божьей Премудрости в дольний мир для беседы с людь ми. Став посреди толпы детей, Богородица-Знамение сама обра щается к младенческому началу человеческой души с «полными святыни словесами». Прямое об ращение Бога к сердцу и уму зем ного человека страшит и смуща ет нас: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и ска зал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что ви дят духа» (От Луки, 24: 36-37). Изображения волшебных лжи вых красот оказываются менее пу гающими и более увлекательными для детской души: юный лицеист сам уходил от настоящей жизни в иллюзорный мир страстей, что бы забыть себя. Вместо того, что бы со страхом и трепетом открыть свои души для очищения, просве щения и исцеления светом истины, многие дети отвращаются от этого света, мысленно устремляясь в ил люзорный мир мечтаний и грез. Современный читатель редко обращает внимание на иконологию воспринимаемых слов. Всмотрев шись внимательнее в словосочета ние забыть себя, можно легко уви деть образ выведения себя за грань настоящей жизни: представить себя за границами бытия, вне про странства настоящей жизни. Забы тье - это уход из жизни, сончелове ческой души. Забывающиеся люди внешне продолжают жить, но все их мысли и чувства отвращаются от истинной сути: от Бога, от тру да, от совести, сострадания и люб ви. Такие состояния души принято называть мечтательностью, сенти ментальностью и романтическим настроением. «Мечтатель - если нужно его подробное определение - не человек, а, знаете, какое-то су щество среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в не 84 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz