Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

по Мурманской области за 2007 год показывают, что количество православных религиозных объе­ динений составляет 50 % по отно­ шению к объединениям всех дру­ гих конфессий вместе взятых [4, с. 109-112] В Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной Церкви паломническая служба «Под сенью Трифона» была соз­ дана 10 лет назад. Для того, что­ бы предоставить жителям нашего края более полную информацию о сути паломничества, а также дать возможность познать ее на прак­ тике, мы взяли интервью у её ру­ ководителя, Ирины Андреевны Поливцевой. Из беседы нам уда­ лось узнать, что каждый год в Мурманской области в паломни­ чество отправляются около 1000 человек. Последние два года число паломников увеличилось пример­ но на четверть. Начиналась деятельность па­ ломнической службы с поездок в самый северный православный монастырь, основанный препо­ добным Трифоном в XVI веке в Печенге. Сегодня же организуют­ ся поездки по всему Кольскому полуострову, по многим святым местам России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Заслуга в таком значительном расширении географии маршрутов принадле­ жит, прежде всего, самим палом­ никам. Паломнические поездки очень меняют людей, их настроения. Даже те, кто отправляется в пу­ тешествие с чисто познаватель­ ными целями, возвращаются про­ светленными и одухотворенны­ ми. Это подтверждают и данные опроса, который мы провели сре­ ди слушателей взрослой группы Воскресной школы при Паломни­ ческом центре «Под сенью Трифо­ на». Они отметили, что в первый раз отправились в паломничество из любопытства (40 %), за компа­ нию (28 %), из интереса к истории родного края (18 %). Лишь 14 % опрошенных совершили свою пер­ вую паломническую поездку с це­ лью поклониться святыне. Однако, на сегодняшний день все они ста­ вят поклонение святыне в ходе па­ ломничества на первое место. Для того чтобы понять, ка­ кое представление имеют люди в наше время о таком феномене, как паломничество, мы провели со­ циологический опрос. Мы пред­ ложили респондентам ответить на вопрос «Что вы понимаете под словом «паломничество»? Ока­ залось, только 66% опрошенных достаточно точно представляют себе, что такое паломничество. Причем наилучшую осведомлен­ ность по данному вопросу проде­ монстрировали молодые люди от 18 до 30 лет (100%), что неудиви­ тельно, так как именно люди этого возраста проявляют самую боль­ шую социальную активность. Бо­ лее молодые респонденты оказа­ лись далеки от духовной тема­ тики (правильно ответили только 62%), а респонденты старшей воз­ растной группы, озаботившись вопросами веры, больше опира­ ются на эмпирический опыт, не­ жели на теоретические построе­ ния (верные ответы —у 75%). У участников опроса в возраст­ ных пределах от 15до 18лет встре­ чались следующие определения паломничества: «вид какого-то ремесла», «обработка земли, арен­ да земли» или «вид крестьянства», что говорит, естественно, о недо­ статочном развитии общего кру­ гозора. По тону высказываний можно оценить отношение опрошенных к паломничеству как положитель­ ное или нейтральное Гипотезой нашего исследова­ ния было следующее утвержде­ ние: паломничество, являясь со­ ставляющей духовной культуры человека, способствует реализа­ ции его духовных потребностей и повышению общего культур­ ного уровня жителей региона. И оно оказалось верным. Проведён­ ное исследование показало, что, не сталкиваясь в жизни с палом­ ническим движением, люди зача­ стую имеют неправильное пред­ ставление о нём. Участие же в паломнических поездках карди­ нальным образом меняет людей. Меняет настолько, что их духов­ ные потребности со временем воз­ растают. Они не только хотят по­ сетить как можно больше святых мест, но и воцерковляются, начи­ нают регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться. Все это постепенно ведет к развитию паломнических центров, расши­ рению географии их маршрутов. Об этом свидетельствует кар­ та основных маршрутов службы «Под сенью Трифона» по Кольско­ му Северу. Проведенное исследование по­ зволяет с уверенностью сказать, что феномен паломничества проч­ но укоренился в сознании боль­ шей части жителей Мурманска, а практическая сторона данного во­ проса способствует реализации духовных потребностей человека. Всё это ведёт к повышению обще­ го культурного уровня жителей региона. Литература 1. Егорьевский, Марк (епископ). Православное паломничество: со­ держание понятий: доклад / Марк Егорьевский (епископ) // «Право­ славный паломник». 2004. - № 6. - С. 12-14. 2. Калужникова Е. А. Палом­ ничество как ритуал: сущность и культурно-историчсскистипы//1іир:// elar.usu.ru/handle/1234.56789/1840 3. Поплавская, X. В. Особенно­ сти православного паломничества в XX веке / X. В. Поплавская // Исторический вестник: научный журнал. 1999. - №1 // http://www . vob.ru/public/bishop/istor vest/1999/ 1/14.htm. 4. Религиозная жизнь на Коль­ ском полуострове на рубеже XX- XXI веков / Кольская энцикло­ педия. Т. 1. - Спб., ИС; Апатиты, КНЦ РАН, 2008, с. 109-112. 5. Феноменрусского паломниче­ ства // журнал «Русский мир. Ru», № 3, 2008 // http://www.poklonnik . ru /site.xp/0490480480481240510530 55053124.html 6. Что такое паломничество? И в чем его отличие от туризма? // http://shkolazhizni,ru/archive/0/n- 7604/ Под сенью Трифона | №1(5) 2013 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz