Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
по Мурманской области за 2007 год показывают, что количество православных религиозных объе динений составляет 50 % по отно шению к объединениям всех дру гих конфессий вместе взятых [4, с. 109-112] В Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной Церкви паломническая служба «Под сенью Трифона» была соз дана 10 лет назад. Для того, что бы предоставить жителям нашего края более полную информацию о сути паломничества, а также дать возможность познать ее на прак тике, мы взяли интервью у её ру ководителя, Ирины Андреевны Поливцевой. Из беседы нам уда лось узнать, что каждый год в Мурманской области в паломни чество отправляются около 1000 человек. Последние два года число паломников увеличилось пример но на четверть. Начиналась деятельность па ломнической службы с поездок в самый северный православный монастырь, основанный препо добным Трифоном в XVI веке в Печенге. Сегодня же организуют ся поездки по всему Кольскому полуострову, по многим святым местам России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Заслуга в таком значительном расширении географии маршрутов принадле жит, прежде всего, самим палом никам. Паломнические поездки очень меняют людей, их настроения. Даже те, кто отправляется в пу тешествие с чисто познаватель ными целями, возвращаются про светленными и одухотворенны ми. Это подтверждают и данные опроса, который мы провели сре ди слушателей взрослой группы Воскресной школы при Паломни ческом центре «Под сенью Трифо на». Они отметили, что в первый раз отправились в паломничество из любопытства (40 %), за компа нию (28 %), из интереса к истории родного края (18 %). Лишь 14 % опрошенных совершили свою пер вую паломническую поездку с це лью поклониться святыне. Однако, на сегодняшний день все они ста вят поклонение святыне в ходе па ломничества на первое место. Для того чтобы понять, ка кое представление имеют люди в наше время о таком феномене, как паломничество, мы провели со циологический опрос. Мы пред ложили респондентам ответить на вопрос «Что вы понимаете под словом «паломничество»? Ока залось, только 66% опрошенных достаточно точно представляют себе, что такое паломничество. Причем наилучшую осведомлен ность по данному вопросу проде монстрировали молодые люди от 18 до 30 лет (100%), что неудиви тельно, так как именно люди этого возраста проявляют самую боль шую социальную активность. Бо лее молодые респонденты оказа лись далеки от духовной тема тики (правильно ответили только 62%), а респонденты старшей воз растной группы, озаботившись вопросами веры, больше опира ются на эмпирический опыт, не жели на теоретические построе ния (верные ответы —у 75%). У участников опроса в возраст ных пределах от 15до 18лет встре чались следующие определения паломничества: «вид какого-то ремесла», «обработка земли, арен да земли» или «вид крестьянства», что говорит, естественно, о недо статочном развитии общего кру гозора. По тону высказываний можно оценить отношение опрошенных к паломничеству как положитель ное или нейтральное Гипотезой нашего исследова ния было следующее утвержде ние: паломничество, являясь со ставляющей духовной культуры человека, способствует реализа ции его духовных потребностей и повышению общего культур ного уровня жителей региона. И оно оказалось верным. Проведён ное исследование показало, что, не сталкиваясь в жизни с палом ническим движением, люди зача стую имеют неправильное пред ставление о нём. Участие же в паломнических поездках карди нальным образом меняет людей. Меняет настолько, что их духов ные потребности со временем воз растают. Они не только хотят по сетить как можно больше святых мест, но и воцерковляются, начи нают регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться. Все это постепенно ведет к развитию паломнических центров, расши рению географии их маршрутов. Об этом свидетельствует кар та основных маршрутов службы «Под сенью Трифона» по Кольско му Северу. Проведенное исследование по зволяет с уверенностью сказать, что феномен паломничества проч но укоренился в сознании боль шей части жителей Мурманска, а практическая сторона данного во проса способствует реализации духовных потребностей человека. Всё это ведёт к повышению обще го культурного уровня жителей региона. Литература 1. Егорьевский, Марк (епископ). Православное паломничество: со держание понятий: доклад / Марк Егорьевский (епископ) // «Право славный паломник». 2004. - № 6. - С. 12-14. 2. Калужникова Е. А. Палом ничество как ритуал: сущность и культурно-историчсскистипы//1іир:// elar.usu.ru/handle/1234.56789/1840 3. Поплавская, X. В. Особенно сти православного паломничества в XX веке / X. В. Поплавская // Исторический вестник: научный журнал. 1999. - №1 // http://www . vob.ru/public/bishop/istor vest/1999/ 1/14.htm. 4. Религиозная жизнь на Коль ском полуострове на рубеже XX- XXI веков / Кольская энцикло педия. Т. 1. - Спб., ИС; Апатиты, КНЦ РАН, 2008, с. 109-112. 5. Феноменрусского паломниче ства // журнал «Русский мир. Ru», № 3, 2008 // http://www.poklonnik . ru /site.xp/0490480480481240510530 55053124.html 6. Что такое паломничество? И в чем его отличие от туризма? // http://shkolazhizni,ru/archive/0/n- 7604/ Под сенью Трифона | №1(5) 2013 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz