Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
» Феномен паломничества в современной русской культуре (на материале православной культуры Кольского Севера) Колычева Ольга, г. Мурманск, МБОУ гимназия № 8, 11 класс; научные руководители: Колычева В.Л., Щапова Ю.Ю., учителя МХК МБОУ гимназия № 8 Мы продолжаем публикацию работ-победителей областного ежегодного историко- литературного конкурса имени В. С. Маслова «Храмы России», в котором принимают участие школьники, заинтересованные в изучении духовного наследия России иКольского края. В последние два десятилетия в связи с резким падением значимо сти политических идеологий, по влекшим за собой не только из менения геополитической карты мира, но и утрату многих фунда ментальных духовных ценностей, наметилась тенденция к активно му поиску сакральных основ бы тия в целях идейного объединения общества. Потребность в обрете нии духовных ценностей приоб рела чрезвычайно большое значе ние как для общества в целом, так и для каждой отдельной личности, в воспитании и совершенствова нии которой роль подобных цен ностей трудно переоценить. Обычай священного путеше ствия, присущий большинству ре лигий, уходит своими корнями в глубокую древность. Египтяне, греки, индусы, китайцы и другие народы предпринимали путеше ствия к отдаленным храмам, гроб ницам царей, жрецов и святых. Идея паломничества предполага ла восстановление контакта мир ского со священным. У христиан паломничество на чалось с IV века с путешествия в Палестину, где совершались Бо жественные деяния Спасителя. Обычай основывается на стрем лении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвя той Богородицей; помолиться пе ред чудотворными иконами, оку нуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Само слово возникло от слова «пало ма» — пальмовая ветвь, с которы ми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Со временем под «паломничеством» стали пони мать путешествия и к другим свя тым местам. В Русской Церкви первой па ломницей считается святая рав ноапостольная великая киевская княгиня Ольга. Она совершила паломничество в составе большо го посольства в 957 году. Аналогичные христианскому паломничеству обычаи существу ют и в других религиях (Хадж, Кора и др.). В настоящее время идея палом ничества активно поддерживает ся представителями православной церкви. Во многих епархиях на шей страны существуют палом нические службы. Наиболее ак тивно они создавались в период с 2000 по 2007 год. На данный мо мент их существует около 70 по всей России. Первые службы на чинают формироваться ещё в 1991 году, когда происходит распад Со ветского Союза. Так как идеоло гия коммунизма ушла, а на её ме сте не появилась новая, люди на чинают интересоваться своим внутренним миром и религией. Возрастает интерес к паломни честву, о чём свидетельствует ко личество паломнических служб, представленных в настоящий мо мент в сети Интернет. Анализ предлагаемых этими службами маршрутов позволил выявить следующие закономер ности. В настоящий момент наи более популярными маршрутами являются поездки в Святую зем лю, на Соловки, на Ваалам, в Ди- веево, в Оптину Пустынь, Троице- Сергиеву Лавру и др. Однако на ряде сайтов наблюдается смеше ние понятий «паломничество» и «туризм». В один ряд ставятся ми роточивые мощи и рыбалка, бе седа со священником и пикник в лесу. Духовный эффект от такого отношения к святыне сводится к нулю. Туризм как массовое явление возник в 20-е годы XX века, он включает в себя обязательно то же, что и паломничество, отсюда идет непонимание. Во время па ломничества людям надо что-то есть, они должны где-то жить, и кто-то должен им это организовы вать. В туризме то же самое. Од нако не может быть «паломни ческого туриста» или туристов в паломничестве. Паломничество - это религиозный вид деятельно сти, туризм - это отдых и коммер ческая деятельность. Главная цель паломника - соприкоснуться со святыней. Главным чувством его должно быть благоговение. Свя тыня - по самому значению слова - это избранность, превознесен- ность над земным миром. В своем исследовании мы опи раемся на данные именно право славных паломнических служб, так как это традиционная рели гия заглавной нации России, чис ло исповедующих которую - пода вляющее большинство населения нашей страны. Например, данные 82 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz