Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

» Феномен паломничества в современной русской культуре (на материале православной культуры Кольского Севера) Колычева Ольга, г. Мурманск, МБОУ гимназия № 8, 11 класс; научные руководители: Колычева В.Л., Щапова Ю.Ю., учителя МХК МБОУ гимназия № 8 Мы продолжаем публикацию работ-победителей областного ежегодного историко- литературного конкурса имени В. С. Маслова «Храмы России», в котором принимают участие школьники, заинтересованные в изучении духовного наследия России иКольского края. В последние два десятилетия в связи с резким падением значимо­ сти политических идеологий, по­ влекшим за собой не только из­ менения геополитической карты мира, но и утрату многих фунда­ ментальных духовных ценностей, наметилась тенденция к активно­ му поиску сакральных основ бы­ тия в целях идейного объединения общества. Потребность в обрете­ нии духовных ценностей приоб­ рела чрезвычайно большое значе­ ние как для общества в целом, так и для каждой отдельной личности, в воспитании и совершенствова­ нии которой роль подобных цен­ ностей трудно переоценить. Обычай священного путеше­ ствия, присущий большинству ре­ лигий, уходит своими корнями в глубокую древность. Египтяне, греки, индусы, китайцы и другие народы предпринимали путеше­ ствия к отдаленным храмам, гроб­ ницам царей, жрецов и святых. Идея паломничества предполага­ ла восстановление контакта мир­ ского со священным. У христиан паломничество на­ чалось с IV века с путешествия в Палестину, где совершались Бо­ жественные деяния Спасителя. Обычай основывается на стрем­ лении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвя­ той Богородицей; помолиться пе­ ред чудотворными иконами, оку­ нуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Само слово возникло от слова «пало­ ма» — пальмовая ветвь, с которы­ ми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Со временем под «паломничеством» стали пони­ мать путешествия и к другим свя­ тым местам. В Русской Церкви первой па­ ломницей считается святая рав­ ноапостольная великая киевская княгиня Ольга. Она совершила паломничество в составе большо­ го посольства в 957 году. Аналогичные христианскому паломничеству обычаи существу­ ют и в других религиях (Хадж, Кора и др.). В настоящее время идея палом­ ничества активно поддерживает­ ся представителями православной церкви. Во многих епархиях на­ шей страны существуют палом­ нические службы. Наиболее ак­ тивно они создавались в период с 2000 по 2007 год. На данный мо­ мент их существует около 70 по всей России. Первые службы на­ чинают формироваться ещё в 1991 году, когда происходит распад Со­ ветского Союза. Так как идеоло­ гия коммунизма ушла, а на её ме­ сте не появилась новая, люди на­ чинают интересоваться своим внутренним миром и религией. Возрастает интерес к паломни­ честву, о чём свидетельствует ко­ личество паломнических служб, представленных в настоящий мо­ мент в сети Интернет. Анализ предлагаемых этими службами маршрутов позволил выявить следующие закономер­ ности. В настоящий момент наи­ более популярными маршрутами являются поездки в Святую зем­ лю, на Соловки, на Ваалам, в Ди- веево, в Оптину Пустынь, Троице- Сергиеву Лавру и др. Однако на ряде сайтов наблюдается смеше­ ние понятий «паломничество» и «туризм». В один ряд ставятся ми­ роточивые мощи и рыбалка, бе­ седа со священником и пикник в лесу. Духовный эффект от такого отношения к святыне сводится к нулю. Туризм как массовое явление возник в 20-е годы XX века, он включает в себя обязательно то же, что и паломничество, отсюда идет непонимание. Во время па­ ломничества людям надо что-то есть, они должны где-то жить, и кто-то должен им это организовы­ вать. В туризме то же самое. Од­ нако не может быть «паломни­ ческого туриста» или туристов в паломничестве. Паломничество - это религиозный вид деятельно­ сти, туризм - это отдых и коммер­ ческая деятельность. Главная цель паломника - соприкоснуться со святыней. Главным чувством его должно быть благоговение. Свя­ тыня - по самому значению слова - это избранность, превознесен- ность над земным миром. В своем исследовании мы опи­ раемся на данные именно право­ славных паломнических служб, так как это традиционная рели­ гия заглавной нации России, чис­ ло исповедующих которую - пода­ вляющее большинство населения нашей страны. Например, данные 82 Под сенью Трифона | №1(5) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz