Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
Евангелие» (1056 г.), «Изборник Святослава 1073 года», «Киевская Псалтирь» (1397г.). Оригиналы этих книжных памятников хра нятся в музеях и библиотеках Мо сквы и Санкт-Петербурга, а фак симильные издания древнейших, художественно оформленных ки рилловских рукописей на пер гаменте можно изучать у нас, в Мурманске. Знаменитое Остромирово Еван гелие - это одна из ранних рус ских книг, написанная писцом дья коном Григорием по заказу одного из приближенных киевского князя Изяслава - новгородского посад ника Остромира в 1056 - 1057 гг. В ней 294 пергаментных листа большого формата, написанных крупным, четким уставом, богато украшенных фигурными застав ками. Значение этого памятника для славистики и истории культу ры трудно переоценить. «Изборник Святослава 1073 года» является древнейшей по сле Остромирова Евангелия дати рованной славянской рукописью, принадлежавшей сыну Ярослава Мудрого Святославу и представ ляющей собой антологию разных авторов, толкующих сложные по нятия Евангелия, Апостола и дру гих книг. Киевская Псалтирь, написанная в Киеве, долгое время находилась в Литве и Польше. К изданию при лагается исследование Г. И. Вздор нова об истории рукописи, её ил люстрациях и связи с греческими рукописями. На славянский язык Псалтирь, как необходимая для богослужения книга, была пере ведена в IX веке святыми Кирил лом и Мефодием с греческого цер ковного текста. Псалтирь, молит- вословия которой входят в каждое богослужение, сразу стала люби- мейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси. Человек, изучивший Псал тирь, считался «книжным» — гра мотным, способным читать другие книги и понимать Божественную службу, которая была духовной основой всего строя жизни. Редкие, научные, популярные и учебные издания из фондов би блиотеки, посвященные славян ской письменности и кирилло- мефодиевской традиции, экспони руются на тематических выставках и изучаются пользователями би блиотеки. Книги и статьи ученых и писателей Б. Н. Флоря, О. М. Бо дянского, П. Е. Лукина, С. И. Шур- такова предлагают разносторон ний обзор этой темы. Возрождению кирилло-мефоди- евского праздника способствовал город Мурманск, столица запо лярного Севера. 24 мая 1986 года по инициативе Мурманского от деления Союза писателей России, в частности, писателей Виталия Маслова, Виктора Тимофеева в Мурманске впервые в XX веке от метили День славянской письмен ности. По всей стране поддержа ли начинание мурманчан едино мышленники: сначала вологжане, затем новгородцы, киевляне, мин чане, жители других российских городов, в разное время становив шихся столицами праздника. Празднование этого дня, как у нас, так и во многих городах Рос сии, показало, что эта культур ная акция включает в себя мно жество интересных встреч, му зейных экскурсий, школьных и студенческих мероприятий, обме Под сенью Трифона | №1(5) 2013 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz