Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

Евангелие» (1056 г.), «Изборник Святослава 1073 года», «Киевская Псалтирь» (1397г.). Оригиналы этих книжных памятников хра­ нятся в музеях и библиотеках Мо­ сквы и Санкт-Петербурга, а фак­ симильные издания древнейших, художественно оформленных ки­ рилловских рукописей на пер­ гаменте можно изучать у нас, в Мурманске. Знаменитое Остромирово Еван­ гелие - это одна из ранних рус­ ских книг, написанная писцом дья­ коном Григорием по заказу одного из приближенных киевского князя Изяслава - новгородского посад­ ника Остромира в 1056 - 1057 гг. В ней 294 пергаментных листа большого формата, написанных крупным, четким уставом, богато украшенных фигурными застав­ ками. Значение этого памятника для славистики и истории культу­ ры трудно переоценить. «Изборник Святослава 1073 года» является древнейшей по­ сле Остромирова Евангелия дати­ рованной славянской рукописью, принадлежавшей сыну Ярослава Мудрого Святославу и представ­ ляющей собой антологию разных авторов, толкующих сложные по­ нятия Евангелия, Апостола и дру­ гих книг. Киевская Псалтирь, написанная в Киеве, долгое время находилась в Литве и Польше. К изданию при­ лагается исследование Г. И. Вздор­ нова об истории рукописи, её ил­ люстрациях и связи с греческими рукописями. На славянский язык Псалтирь, как необходимая для богослужения книга, была пере­ ведена в IX веке святыми Кирил­ лом и Мефодием с греческого цер­ ковного текста. Псалтирь, молит- вословия которой входят в каждое богослужение, сразу стала люби- мейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси. Человек, изучивший Псал­ тирь, считался «книжным» — гра­ мотным, способным читать другие книги и понимать Божественную службу, которая была духовной основой всего строя жизни. Редкие, научные, популярные и учебные издания из фондов би­ блиотеки, посвященные славян­ ской письменности и кирилло- мефодиевской традиции, экспони­ руются на тематических выставках и изучаются пользователями би­ блиотеки. Книги и статьи ученых и писателей Б. Н. Флоря, О. М. Бо­ дянского, П. Е. Лукина, С. И. Шур- такова предлагают разносторон­ ний обзор этой темы. Возрождению кирилло-мефоди- евского праздника способствовал город Мурманск, столица запо­ лярного Севера. 24 мая 1986 года по инициативе Мурманского от­ деления Союза писателей России, в частности, писателей Виталия Маслова, Виктора Тимофеева в Мурманске впервые в XX веке от­ метили День славянской письмен­ ности. По всей стране поддержа­ ли начинание мурманчан едино­ мышленники: сначала вологжане, затем новгородцы, киевляне, мин­ чане, жители других российских городов, в разное время становив­ шихся столицами праздника. Празднование этого дня, как у нас, так и во многих городах Рос­ сии, показало, что эта культур­ ная акция включает в себя мно­ жество интересных встреч, му­ зейных экскурсий, школьных и студенческих мероприятий, обме­ Под сенью Трифона | №1(5) 2013 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz